Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Пожар в метро: кто виноват и что делать?

События
16 января 2019

Насколько высока вероятность возникновения пожара в метрополитене и как нужно действовать тем, кто по воле случая оказался на месте чрезвычайного происшествия? На эти вопросы отвечает главный специалист по пожарной безопасности ОАО «Ленметрогипротранс» Данилов Андрей Игоревич.

– Андрей Игоревич, каковы самые распространенные причины возникновения пожара в метро?

– Прежде всего – неисправность электрооборудования. На втором  месте, условно, конечно, – загорание скопившегося мусора в результате электрических разрядов. На третьем – использование неисправных приборов, бытовых в том числе, курение в несанкционированных местах. При этом основным фактором возникновения пожара являются люди, их недобросовестное отношение к вопросам безопасности, своему труду и быту.

– Для тоннелей характерными являются пожары, связанные с электрическим пробоем узлов крепления контактного рельса, пожары кабельных линий и кладовых на перегонах. Такие пожары приводят к сильному задымлению перегонов и станций с остановкой движения поездов.

– Какое оборудование представляют наибольшую опасность? 

– Прежде всего, оборудование тяговых понизительных подстанций (ТПП), контактный рельс (в особенности места разрыва и  узлов крепления), различные трансформаторы, электрощиты. Пожар  возникает там, где есть горючее вещество, окислитель (воздух) и источник зажигания, а этого в метрополитене предостаточно. Старое, изношенное электрооборудование нередко является источником проблем, а электрические машины, вообще обладают всем набором факторов для возникновения пожара независимо от срока эксплуатации.

– А мусор? Его же почти нет в метро…   

– Напротив, в метрополитене бытового мусора и пыли предостаточно. Летом залетает тополиный пух. Хватает и бумажного мусора, который выкидывают или роняют пассажиры, переносимый  вентиляционными потоками в тоннель. Особая статья – это газеты, которые раздают у входа в метрополитен. К технологическим источникам пожароопасного загрязнения можно отнести  пылевые отложения на кабелях, сетках, решетках, которые размещаются в труднодоступных местах.

Но стоит отметить, что метрополитен принимает максимум сил для уборки станций и промывки тоннелей, поэтому загорание мусора и пыли, как правило, не приводят к каким-то серьезным последствиям и бывают редкими.

– Насколько часто возникают пожары в петербургском метрополитене, есть ли статистика?

 – Пожары возникают нередко, однако официальная статистика практически отсутствует. Госстатучет осуществляет МЧС России, а он фиксирует только те случаи, когда вызывалась пожарная охрана. В метрополитене имеется собственная, ведомственная служба пожарной безопасности, которая занимается профилактикой и тушением начальной стадии пожара объекта. На большинство загораний пожарная охрана не вызывается, акты пожара не составляются, а значит, статистика не может быть полноценной. В полном объеме  данными по количеству пожаров обладает только сам метрополитен.

Насколько я могу судить, в городской подземке может возникать до 500 пожаров в год. Масштабы их не велики, и их относят к такому типу, как «задымление». Их могло быть и больше и серьезней, но служба пожарной безопасности метрополитена (а такие отделы существуют в каждом действующем российском метрополитене) хорошо справляется со своей основной задачей по осуществлению превентивных организационно-технических мер.

– Где пожары более опасны? В тоннелях или на станциях?

– На станциях и в тоннелях пожары по-своему опасны. Они разные. На станции наибольшую опасность пожар представляет именно для персонала метрополитена. Это связано со сложной развитой планировкой, наличием тупиковых коридоров и разделения служебных помещений на блоки по принадлежности служб, что не всегда позволяет иметь всем сотрудникам доступ и свободный выход  из-за наличия электромагнитных замков. То есть сотрудник электромеханической службы не может эвакуироваться через блок  службы электроснабжения. А ведь все помещения, где работают и отдыхают сотрудники, потенциально пожароопасны. Неисправный электронагревательный прибор или вентилятор может стать причиной пожара.

Что касается пассажиров метрополитена, для них предусмотрены пути эвакуации, удовлетворяющие требованиям нормативных документов, но и это не все: при проектировании метрополитенов используется имитационное математическое моделирование пассажиропотоков, как в эксплуатационном режиме, так и при пожаре.

Результаты моделирования не всегда  подтверждают безопасность людей для принятых планировочных решений пассажирских зон по нормативам и приходится вносить необходимые корректировки в проект. Для обеспечения безопасной эвакуации пассажиров всегда предусматриваются такие системы противопожарной защиты, как: автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения, система противодымной защиты станций. Поэтому однозначного вывода о степени опасности пожара по месту возникновения в метрополитене не сказать, т.к. слишком много факторов.

Если говорить о пожарах в тоннелях, то конечно же  – это самый опасный и сложный для эвакуации и спасения пассажиров сценарий. Взять, например пожар поезда 1995 года в Бакинском метрополитене остановившегося на перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в 200 метрах от станции «Улдуз». Согласно официальным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров, в том числе 28 детей, и трое спасателей. Число пострадавших составило 270 человек. Но в российских нормах такие сценарии пожаров не рассматриваются, т.к. загоревшийся поезд должен доехать до станции.

– А если пожар начался в вагоне?

– Здесь все сложнее. Если проектировщики и строители подземных транспортных объектов выполняют все нормативные требования в области пожарной безопасности, содержащиеся в таких документах, как Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и  Федеральный закон о пожарной безопасности, то производители подвижного состава   этими вопросами не озадачены. Нет обязательных для выполнения производителями метровагонов нормативных документов, в которых были бы прописаны такие требования к подвижному составу, которые обеспечивали бы необходимый уровень пожарной безопасности.

На фоне этого, в строительном своде правил СП120.13330.2012 указано, что аппаратные отсеки и подвагонное оборудование должны защищаться автоматическими установками пожаротушения, что сводит к минимуму вероятность возникновения пожара в поезде. Это открытый дискуссионный вопрос, который настораживает экспертное сообщество, но решения до сих пор нет.

В настоящий момент разрабатывается ГОСТ Евразийского Таможенного союза «Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности». Что касается действий пассажиров при пожаре в вагоне, они зависят от многих факторов. Если область возгорания значительна, то до станции можно и не доехать – придется покинуть вагон в соответствии с указаниями диспетчера и машиниста.

Но сразу покинуть поезд с пожаром не получится: доставшаяся от СССР система электроснабжения метропоездов с нижним токосъемом не позволяет начать немедленную эвакуацию. До начала эвакуации диспетчер и машинист должны предпринять действия по снятию напряжения с тяговой сети, а этот процесс по разным оценкам занимает от 10 до 20 минут.

–  Каковы шансы на выживание, если пожар спровоцирован терактом?

– Вообще вопросы противодействия террористической атаке не связаны напрямую с противопожарной защитой объектов. Система противопожарной защиты любого объекта проектируется для защиты людей от пожаров, возникших по технологическим причинам и не учитывает возможных сценариев взрывов или поджогов. Вместе с тем, при наступлении таких случаев, система противопожарной защиты существенно увеличит шанс на спасение выживших. Антитеррор – это отдельное направление, которым занимаются специальные службы и ведомства. Как показывает практика, если теракт все-таки произошел, избежать жертв, практически, невозможно…

– Какие рекомендации вы дали бы пассажирам в случае возникновение чрезвычайных ситуаций?

– Соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения нештатной ситуации, четко следовать указаниям сотрудников метрополитена. Излишне волноваться не стоит, так как системы противопожарной защиты станций метрополитена имеют высокую эффективность, и смогут обеспечить безопасную эвакуацию, при том условии, что люди не будут играть роль смартфонных репортеров и поспешат на выход. В тоннелях и вагонах, как я уже говорил, все несколько сложнее. Но это тема для отдельного разговора.

 

Беседовала: Лариса Дубровская

Материал опубликован на портале UnderGroundExpert

Фото заставки: Igor0077 / Shutterstock.com