Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Проектирование систем пропуска и досмотра на метрополитене

Технологии
25 апреля 2023

Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт ОАО "НИПИИ "Лен­метрогипротранс" занимается разработкой документации для строительства метро­политенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей. Наш коллектив с 2013 г. выполняет работы для ГУП Московский метрополитен", впервые внедряя инженерные решения для систем транспортной безопасности. В настоящее время по проектам института построены и введены в эксплуатацию девять станций Калининско-Солн­цевской и Кожуховской линий, сейчас ведется строительство четырех станций вос­точного участка третьего пересадочного контура - "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон", "Кленовый бульвар.

В соответствии с Градостроительным кодек­сом Российской Федерации метрополитен относится к особо опасным и технически слож­ным объектам (п. 4.1 СП 120.12220.2012).В соответствии с реестром категорированных объектов транспортной инфраструктуры ком ­петентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности в области метро­политенов (Федеральное агентство железно­дорожного транспорта (Росжелдор) станции метрополитена относятся к объектам 1-й категории безопасности. Поэтому, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, застройщ ик объекта транспортной инф ра­структуры присваивает вновь строящимся станциям Московского метрополитена пред­варительную 1-ю категорию по транспортной безопасности.

Для выполнения требований постановления Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1641 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требо­ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объ­ектов внеуличного транспорта (в части метро­политенов)" п. 5 подп. 28, об установлении кон­фигурации и границ зоны транспортной без­опасности и критических элементов объекта метрополитена, проектировщик, в соответствии с объемно-планировочными решениями и функциональным назначением станций метро­политена, прилегающих перегонов, вентиля­ционных выходов и др. критических элементов, в соответствии с техническим заданием заказ­чика, а также ориентируясь на свой опыт, выполняет схемы зон транспортной безопасно­сти, границ секторов зон транспортной безопас­ности (ТБ) и зон контрольно-пропускного пунк­та (КПП):

  • Для станций зона ТБ располагается от линей­ки турникетов по входу и выходу и раздели­тельных барьеров, препятствующих проник­новению в зону транспортной безопасности до границ станции.
  • Для перегонов зона ТБ располагается от гра­ницы станции (начало перегона) до границы станции (конец перегона) и распространяется на площади всего перегона. 
  • Зона КПП станции метрополитена - это часть вестибюля от входных и выходных дверей до линейки турникетов и разделительных барьеров.
  • Сектор свободного доступа зоны ТБ - это часть зоны ТБ, на которой в отношении про­ходящих физических лиц и (или) проносимых грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных или иных материально-технических объектов (далее -объект досмотра) проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц пра­вовых оснований для прохода не требуется.
  • Технологический сектор зоны ТБ - это часть зоны ТБ, допуск в которую ограничен для пас­сажиров и осуществляется по пропускам уста­новленных видов для персонала и посетите­лей объекта метрополитена, с учетом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Досмотровая зона

В приказе Министерства транспорта РФ № 227 "Об утверждении Правил проведения досмот­ра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" в ст. 13 указан перечень предме­тов и веществ, запрещенных или ограниченных в перемещении в зоне транспортной безопас­ности: огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты.

Для выявления перечисленных запрещ ен­ных предметов и веществ в вестибюлях станций М о сковско го метрополитена при проектировании организовы вается в зоне КПП досм отровая с установленным в ней оборудованием:

  • стационарная двухпроекционная досмотро­вая рентгеновская установка конвейерного типа для досмотра грузов и ручной клади;
  • портативный обнаружитель следов и паров взрывчатых веществ;
  • портативные идентификаторы химических и биологических агентов;
  • аппаратура подавления радиолиний управле­ния взрывными устройствами;
  • портативный металлодетектор.

По количеству входных дверей вестибюля уста­навливаются стационарные арочные металло-детекторы. Для ограничения прохода пассажи­ров в вестибюли, минуя проход через стацио­нарные арочные металлодетекторы, пред­усмотрены заградительные барьеры. Для пас­сажиров с кардиостимуляторами, имеющих противопоказания для прохода через металло­детекторы, предусмотрена калитка с кнопкой вызова сотрудника службы безопасности мет­рополитена.

Радиационные мониторы автоматизированного комплекса радиационного контроля устанавли­ваются в вестибюле над входной группой две­рей. Видеокамеры автоматизированного ком­плекса радиационного контроля устанавли­ваются в вестибюле на рамочных металлодетекторах.

В вестибюле или в зоне досмотра устанавлива­ется взрывозащитный контейнер для временно­го хранения взрывчатых веществ, изъятых у пассажиров.На границе КПП и сектора свободного доступа устанавливаются турникеты и кабина контрол­лера автоматических пропускных пунктов. Про­пуск физических лиц осуществляется по пере­возочным документам - проездным билетам и служебным пропускам - бесконтактным смарт-картам.

Биометрия в пропускной системе

В июне 2021 г. Московским метрополитеном были разработаны актуализированные Техни­ческие требования на проектирование автома­тизированной системы оплаты проезда для объектов метрополитена, в которых акцент пропускной системы делается на пропуск по биометрическому признаку - геометрии лица (Face Рау). Видеокамеры для биометрического распознавания физических лиц (так называе­мой видеоидентиф икации) и блок световой индикации устанавливаются в модуле расши­рения турникетного комплекса видеонаблюде­ния при проходе в двух направлениях -входа/выхода из турникета.

Оплату и автоматический контроль прохода пассажиров через турникеты можно осуще­ствить посредством идентификации человека модулем видеофиксации, установленным в корпусе турникета, и списания средств со счета идентифицируемого. В этом случае день­ги на счет пассажира для оплаты проезда долж­ны поступать заранее. При отсутствии денег на счете произойдет предупреждение пассажира об отсутствии средств и запрет на проход через турникет.

Информация о пассажире хранится в базе дан­ных на электронном носителе. Предприятие само будет обеспечивать защиту баз данных от доступа к ней любых лиц, за исключением упол­номоченных федеральными органами исполни­тельной власти, что позволит при прохождении через турникет отслеживать подозрительных лиц, а также лиц, находящихся в розыске.

С июля 2021 г. в ГУП "Московский метрополи­тен" проводилось тестирование данной систе­мы. А с 15 октября 2022 г. на всех линиях и станциях московского метро, а это более чем 240 станций, система Face Рау заработала в полном масштабе. Пока подключение пассажи­ров к сервису является добровольным, с сохра­нением возможности других способов оплаты.В перспективе же для пропуска пассажиров предполагается использовать систему оплаты проезда максимально без участия кассиров.

СКУД в технологическом секторе


В технологическом секторе зоны ТБ пропусками установленных видов для персонала являются служебные бесконтактные смарт-карты, а для посетителей объекта метрополитена - разовые пропуска системы контроля и управления доступом. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1641 от 0 8.10.2020 г. и установленной предварительной 1 -й катего­рией ОТИ в Московском метрополитене опре­деление соответствия постоянного пропуска предъявителю выполняется с применением биометрического устройства на контрольно­пропускных пунктах и на границе технологиче­ского сектора зоны транспортной безопасности, а также критических элементах объекта метро­политена - в так называемых точках прохода.

На каждой точке прохода границ зон транспорт­ной безопасности устанавливаются:

  • считыватели бесконтактных смарт-карте био­метрическим модулем, тип биометрического идентификатора - отпечаток пальца;
  • контроллеры в комплекте с корпусом и бло­ком питания;
  • электромеханические замки;
  • иное оборудование

На каждой точке прохода внутри зоны техноло­гического сектора устанавливаются:

  • считыватели бесконтактных смарт-карт;
  • контроллеры в комплекте с корпусом и бло ком питания;
  • электромагнитные замки;
  • иное оборудование.

На границе технологического сектора и в ПУОТБ двухфакторные считыватели СКУД устанавли ваются с внешней и с внутренней стороны двери: биометрическая идентификация и бес­контактная смарт-карта.
Внутри технологического сектора зоны ТБ уста­навливается однофакторный считыватель для работы с картами БСК:

  • в помещениях с внешней и внутренней сторо­ны двери, где более одного входа/выхода;
  • в помещениях с внешней стороны двери, с одним входом/выходом (входы касс, ДПС, медпункты и машинные залы эскалаторов), а также в холлах лифтов, ведущих в кассовый зал до турникетов.

Контроллер осуществляет распознавание субъ­екта по присущему ему идентификационному признаку, хранящемуся на БСК, или по комби­нации БСК и биометрических данных.


Действия в случае ЧС или несанкционированного доступа

В экстренных случаях для обеспечения эвакуа­ции со стороны выхода из защищаемого поме­щения устанавливается кнопка аварийного выхода, при нажатии которой происходит раз­мыкание цепи питания замка, что позволяет открыть дверь изнутри защищаемого помеще­ния. В случае пожара прерывание питания замков происходит в автоматическом режиме.На границах зон транспортной безопасности устанавливаются электромеханические замки, которые в случае потери питания позволяют открыть дверь изнутри защищаемого помеще­ния и осуществить эвакуацию персонала, в то время как снаружи в защищаемое помещение можно будет попасть только по ключу, что поз­волит сохранить функцию обеспечения без­опасности объекта.

В соответствии с ГОСТ 31471 -2 0 11 для эвакуа­ции пассажиров в случаях чрезвычайных ситуа­ций эвакуационные двери оборудуются элек­тромеханическими замками с горизонтальной планкой "антипаника", расположенной по ширине полотна дверного блока. Дверь откры­вается в сторону эвакуации путем нажатия на планку. С обратной стороны двери устанавли вается биометрический считыватель, обе» печи вающий запрет на несанкционированное прониновение.

Дистанционное открытие дверей выполняй» я диспетчером с АРМ СКУД на ПУОТБ ст анции, Двери на вход с улицы в лифтовые павильоны, а также двери в помещения безопасности МГН на платформе для укрытия в случае ЧС оборудуются электромагнитным замком, считывателем на вход и кнопкой на выход из помещения, однако эти точки прохода программируются таким образом, чтобы во время работы станции вход был свободным, без идентификации, а в остальное время - по считывателю или ключу.

В помещениях венткиосков предусматривается установка однофакторного считывателя для контроля прибытия персонала метрополитена.
Двери, люки, ворота на границе технологиче­ского сектора зоны ТБ, которые технически невозможно оборудовать СКУД, а также окна наземных зданий метрополитена защищаются системой охранной сигнализации (ОС). ОС оборудуются и критические элементы объекта метрополитена - все киоски вентиляционных шахт, вентстволы, сами вентканалы, вплоть до дверей, ведущих непосредственно в тоннели.Каждый сигнал идентифицирован: по порядку срабатывания датчиков можно определить направление, в котором движется нарушитель.В двухпутных тоннелях также контролируются все точки проникновения в вентканал тоннеля.

Для контроля прохода в сам тоннель существует система контроля прохода в тоннель (СКПТ).СКПТ - это комплексная система, обеспечиваю­щая, кроме непроникновения посторонних лиц в тоннели через тоннельные посты (ТП) и вен­тиляционные шахты, еще и точное местонахож­дение сотрудника, допущенного к работе в тон­неле. Позиционирование сотрудника опреде­ляется с помощью временного RTLS-пропуска, выдаваемого сотруднику через терминал выда­чи пропусков.

Для обеспечения визуального контроля лиц, не имеющих электронные пропуска на основе бес­контактной смарт-карты, а также лиц, не имею­щих права доступа по имеющимся БСК, снаружи защищаемого помещения на дверях, ведущих к помещению ДПС, у входов в кассовые блоки вестибюлей, у входов в помещения постов полиции устанавливаются вызывные панели видеодомофона. Видеомониторы устанавли­ваются в самом помещении у входных дверей ДПС, кассовых блоков и постов полиции. Видео­архив доступен в течение 30 суток. В помеще­нии старшего кассира вестибюля также допол­нительно устанавливается переговорная трубка.

Для оперативного управления пропускными системами и отображения информации о их состояниях устанавливаются:

  • АРМ ПУОТБ на посту управления обеспечени­ем транспортной безопасности станции;
  • АРМ ПУОТБ ГУП "Московский метрополитен" пункта управления обеспечением транспорт­ной безопасности на Московском метрополи­тене.

Проектом предусматривается возможность передачи данных уполномоченным подразде­лениям органов Федеральной службы без­опасности Российской Федерации (ФСБ Рос­сии), Министерству внутренних дел Россий­ской Федерации (МВД России) и Федераль­ной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в соответствии с порядком передачи данных, а также на ПУОТБ (пункт управления обеспечением ТБ) Московского метрополитена.

Решения по пропускной системе на Московском метрополитене постоянно совершенствуются и дополняются новыми техническими требова­ниями. В июле 2021 г. вышел новый документ "Технические требования на проектирование системы контроля и управления доступом для объектов метрополитена" (далее ТТ СКУД), в котором появились нововведения. Организа­ция доступа в помещения теперь должна быть выполнена с использованием по обе стороны границ транспортной безопасности биометри­ческого устройства для идентификации по гео­метрии лица.

Сложности проектирования и исполнения требований.

К сожалению, мы сталкиваемся со сложностями не только при исполнении нормативной базы, но и со сложностями в техническом исполне­нии. Например, в новых ТТ СКУД указано, что двухфакторные считыватели бесконтактных карт с биометрическим модулем (геометрия лица) и блоком питания должны быть в едином корпусе со степенью защиты корпуса IP54, также контроллер - в корпусе со степенью защиты IP65. Решение достаточно практичное и эстетичное, особенно у точек прохода в вести­бюлях и на платформе метрополитена, но, к сожалению, заложить такое оборудование сейчас в проекте невозможно, так как на рынке РФ такие устройства отсутствуют. Еще одна проблема, с которой мы столкнулись при проектировании, - это отсутствие электро­механических замков российского производ­ства с необходимыми по техническим требова­ниям ГУП "Московский метрополитен" характе­ристиками.

Нами был найден единственный замок, кото­рый соответствовал требуемым техническим характеристикам, - это замок фирмы АЫоу производства Финляндии. Но цена одного тако­го замка составляет более 70 тыс. рублей. В итоге дверь получается по цене более 140 тыс. рублей, а окончательная сумма на серию дверей на одну станцию становится совершенно небюджетной. А сейчас, в период санкций, данный замок купить стало вообще невозможно.

Проблемой стало отсутствие необходимых охранных извещателей (педали, кнопки, вибра­ционные, объемники, шторы) и оповещателей (звуковые и светозвуковые), имеющих обяза­тельный сертификат соответствия постановле­нию Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. Компании-изготовители принципиально отка­зываются проходить сертификацию, так как ее стоимость не окупается малыми объемами закупок для объектов ТБ. Решением этой про­блемы могло бы быть, например, исключение данного оборудования из требований по серти­фикации или субсидирование предприятий на прохождение данной сертификации.

Решаем трудности вместе

Мы приглашаем российских производителей, заинтересованных в наших проектах по оснаще­нию ОТИ биометрическими считывателями, электромеханическими замками с технически­ми характеристиками, соответствующими тре­бованиям Московского метрополитена, к сотрудничеству.

Предлагаю также ввести определение "пред­варительная оценка уязвимости" в постанов­ление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N3 2418. Выполнять предварительную оценку уязвимости необходимо перед началом про­ектирования систем обеспечения транспорт­ной безопасности ОТИ. Данное решение тре­буется для полноценного и достоверного оснащения техническими средствами ОТИ с учетом всех предполагаемых угроз соверше­ния актов незаконного вмешательства на ОТИ и критических элементах перед началом про­ектирования, а также в дальнейшем для исключения ошибок и проблем, связанных с дооснащением ОТИ техническими средствами после окончания строительства.
Считаю, опираться только на опыт проектиров­щика и заказчика - недостаточное решение. 

Автор статьи: 

Кузьмина Галина Васильевна, главный специалист высшей квалификации ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс».

Статья опубликована в журнале Система безопасности

Фото заставки сгенерировано https://lexica.art/aperture