Новые направления совершенствования конструкций и технологий на строительстве Петербургского метрополитена
На станциях закрытого типа глубокого заложения в коренных протерозойских и кембрийских глинах боковые тоннели проходят механизированными тоннелепроходческими комплексами «на проход» в составе перегонных тоннелей.
Станции пилонного типа глубокого заложения в коренных протерозойских и кембрийских глинах
Первый вариант:
- боковые тоннели проходят механизированными тоннелепроходческими комплексами «на проход» в составе перегонных тоннелей;
- затем боковые тоннели дорабатывают до необходимого диаметра со сборной железобетонной обделкой;
- осуществляют сооружение среднего тоннеля с опережающими забой экраном и фиберглассовыми инъекционными анкерами с крепью из набрызг-бетона и арками, либо арко-бетона, причем крепь является элементом постоянной обделки, затем сооружают второй слой монолитной, железобетонной обделки, при таком способе можно механизировать все технологические процессы;
- далее сооружают проходы между средним и боковыми тоннелями.
Второй вариант:
- боковые тоннели проходят с опережающими забой экраном и фиберглассовыми инъекционными анкерами и креплением выработки набрызг-бетоном с арками, либо аркобетоном, которые являются элементом постоянной конструкции, затем сооружают внутренний слой обделки из монолитного железобетона;
- средний тоннель также сооружают с опережающими забой экраном в своде и инъекционными фиберглассовыми анкерами, креплением набрызг-бетоном с арками, либо аркобетоном, причем крепь является наружным слоем обделки, внутренний слой из монолитного железобетона;
- затем сооружают ходки между средним и боковым тоннелями.
В ранее разработанную технологию строительства и конструкцию односводчатых станций вводятся:
- опережающее забой крепление грунтового массива фиберглассовыми инъекционными анкерами;
- механизированная разработка грунта при сооружении верхнего свода.
В эскалаторных тоннелях осуществляется проходка с помощью ТПМК. Этим достигается:
- удешевление конструкции обделки за счет уменьшения армирования;
- исключение компенсационного инъектирования за счет более тщательного заполнения зазора между обделкой и грунтом и более оптимальными режимами грунтопригруза.
Сооружение эскалаторных тоннелей с предварительной комплексной стабилизацией четвертичных отложений
Данная технология предусматривает:
- совершенствование технологии комплексной стабилизации грунтов;
- совершенствование методов контроля комплексной стабилизации грунтов;
- применение пленочной гидроизоляции с дренирующим слоем из геотекстиля;
- уменьшение армирования внутреннего слоя обделки;
- учет арочно-бетонной крепи, как элемента постоянной конструкции тоннеля.
Особо отметим дальнейшую разработку и внедрение малоосадочных технологий. Строительство новых подземных линий метрополитена будет проходить и в местах плотной городской застройки, где сохранение зданий и сооружений, особенно в исторической части города, чрезвычайно важно.
Поэтому необходимо и далее развивать и разрабатывать малоосадочные технологии:
- комплексная стабилизация водонасыщенных четвертичных отложений;
- опережающие забой экраны из труб и фиберглассовые инъекционные анкера при проходке в плотных глинах;
- проходка тоннелей в четвертичных вод онасыщенных грунтах с пригрузом забоя с помощью ТПМК;
- компенсационное инъектирование в грунтовый массив под зданиями и сооружениями в места разуплотнений при проходке подземных выработок;
- обжатые на породу обделки.
Применение новых материалов при создании аналогов армированных бетонных и набрызг-бетонных конструкций
С целью удешевления конструкций на основе бетона производится:
- разработка фибробетона и фибро-набрызг-бетона;
- разработка бетонных конструкций армированных неметаллической композитной арматурой периодического профиля.
Разработка концепции проектов строительства шахтных стволов на станциях, в том числе эксплуатируемых, оснащенных только одним эскалаторным тоннелем
На сегодняшний день при реконструкции наземного вестибюля и эскалаторного тоннеля станция выходит из эксплуатации.
Шахтный ствол решает пользование метрополитеном инвалидами с ограниченными двигательными функциями.
Проектирование и строительство двухпутных перегонных тоннелей в четвертичных отложениях осуществляется с помощью ТПМК с пригрузом забоя и боковыми посадочными платформами на станциях. Жизненно необходимо осуществлять научное сопровождение и геотехнический мониторинг при строительстве и эксплуатации постоянных конструкций Петербургского метрополитена.
Автор статьи:
К.П. Безродный
Источник: Подземный эксперт