Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Российский опыт организации безбарьерной среды в подземных общественных пространствах

Мнения наших экспертов
Технологии
14 апреля 2021

В статье рассматривается отечественный опыт применения различных средств и методов для организации безбарьерной среды на примере подземных общественных пространств метрополитена Москвы и Санкт–Петербурга.

Опыт развития крупных городов мира свидетельствует о необходимости комплексного перехода от горизонтального планирования городской среды к вертикальному – это способствует обеспечению более комфортной жизни для горожан. Транспортные системы городов переполнены, а концентрация населения требует больше площадей для общественных пространств в исторических центрах крупных городов. Комплексное освоение подземной части городов является наилучшим решением в сложившихся обстоятельствах.

Организация комфортного пребывания человека в условиях подземного пространства является важнейшим фактором для полноценного функционирования объекта подобного рода. Этот фактор проявляет себя еще в большей степени, когда мы затрагиваем маломобильные группы населения (МГН) в контексте подземной урбанистики городов, которой свойственны перепады высот, что ставит вопрос развития безбарьерной среды в условиях проектирования и строительства подземных пространств.

Согласно официальной статистике [2] на 2020 г. в России 11 875 000 человек официально являются инвалидами. Отмечено, что с 2012 по 2020 г. количество инвалидов в стране уменьшилось (такие изменения связаны с улучшением качества медицины, условий труда и общего уровня жизни).

Больше всего людей со 2-ой категорией инвалидности – около 50 % от общего числа, это люди, утратившие возможность самообслуживания лишь частично: они могут передвигаться и выполнять определённые действия с помощью окружающих или используя специальные приспособления.

37 % приходится на 3-ю категорию – они способны самостоятельно обслуживать свои потребности с помощью вспомогательных средств. Такие люди передвигаются самостоятельно, но медленнее и на меньшие расстояния. 12 % приходится на 1-ю категорию – эти люди лишены возможности самообслуживания. Они зависят от окружающих и нуждаются в уходе. Их передвижение возможно только с чужой помощью. Помимо людей с инвалидностью к МГН относятся люди от 60 лет и старше, беременные женщины и женщины с детскими колясками, а также люди, получившие травму опорно-двигательной системы и временно не способные передвигаться без специальных приспособлений. Можно сделать вывод, что категория МГН проявляется в целом спектре различий и особенностей, что формирует целый ряд особых требований для организации безбарьерной среды в подземных пространствах города.

Программа социальной поддержки «Доступная среда» [4] включает в себя различные направления по развитию и поддержке МГН, в том числе и комплексную организацию безбарьерной среды в общественных пространствах города. Результат реализации данной программы в контексте подземной урбанистики можно наблюдать на примере метрополитенов крупных городов России, как обширной подземной транспортной сети, которая ежедневно обслуживает миллионы пассажиров.

Система сооружений метрополитена для человека с ограниченными возможностями передвижения всегда представляла трудно-преодолимую среду с большим количеством препятствий в условиях оживленного пассажиропотока. Особенно это проявляется, если затрагивать инвалидов-колясочников, которые не всегда могут самостоятельно заехать в вагон с платформы, не говоря уже о возможности самостоятельной эвакуации в случае аварии. Ситуация постепенно меняется – начиная с 2010 г. в Московском метрополитене в поездах серии 81-760 в головных вагонах предусмотрены специальные места для инвалидов-колясочников, а с 2017 г. в поездах серии 81-765 обеспечен беспрепятственный, сквозной проход через вагоны [3].

Раньше традиционно считалось, что людям с затруднениями в передвижении проще пользоваться наземным транспортом, однако разработанные СНиП 35-01-2001, а затем, на его основе, издание СП 59.13330.2010 и его актуальная версия – СП 59.13330.2016 обозначили проблему доступности подземных сооружений для МГН в нормативно-правовом поле и предложили ее решение. В том числе и для метрополитена, где можно наблюдать адаптацию пешеходных путей под нужды маломобильного населения при реконструкции старых станций и при строительстве новых. Подобная адаптация проявляется во многих аспектах: оборудование пандусов при входах в метро, при спуске на платформу, на путях переходов между станциями.

Все это начали внедрять относительно недавно, чему также способствовала программа «Доступная среда» и в своей основе это благоприятно повлияло на использование метрополитена людьми с ограниченными возможностями передвижения. В эту программу входят различные аспекты организации социальной и городской адаптации для маломобильного населения, в том числе и доступность метрополитена, где предполагался рост доли станций метро, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения – до 25,3 % к 2025 г. [4].

Сегодня возможность использования метрополитена людьми с затруднениями в передвижении предоставляют службы обеспечения мобильности пассажиров («Дистанция обеспечения мобильности пассажиров» в Петербургском метрополитене и «Центр обеспечения мобильности пассажиров» в Московском метрополитене). Подготовленный персонал готов помогать преодолевать различные препятствия, эскалаторы и лестничные спуски, а также сопровождать на протяжении всего пути не только людей с ограниченными возможностями здоровья, но и женщин с колясками и пожилых людей.

Читать статью полностью

 

Авторы статьи: 

Д. Я. Прокопов, Д. А. Бойцов, К. В. Романевич, ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

Список литературы:

  1.  Шапиро С. Л., Романевич К. В. Использование подземного пространства для культурных объектов в Санкт-Петербурге // Метро и тоннели № 2, 2020. – С. 32–33. 
  2. Инвалиды в России: количество, степени и виды, размер ЕВД. https://rosinfo stat.ru/invalidy/
  3. Предшественники «Москвы»: какими были первые поезда в метро. https://www.mos.ru/ news/item/70522073/
  4. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». 
  5.  ГОСТ Р 52131 2019 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования 

Статья опубликована в журнале "Метро и тоннели" №1 2021

Фото заставки: saomos.news