Поезд «Автово» – «Площадь Восстания»
В ноябре 1955 г. ленинградцы впервые спустились в метро, проехали по первому участку Кировско-Выборгской линии. Это событие стало творческой победой для проектировщиков, метростроителей и настоящим праздником для горожан. Участок подземной железной дороги протяженностью почти 11 километров, от станции «Автово» до «Площади Восстания», связал скоростным путем окраину города с центром. Проект строительства, архитектурный облик создавался коллективом инженеров и архитекторов «Ленметропроекта» – в то время московского филиала «Мосметропроекта».
Решить сотни технических проблем
Первым разработчикам ленинградского метро предстояло решить, где протянется трасса будущей подземки, но это, как позже свидетельствовал в своих статьях главный инженер «Ленметропроектах Борис Владимирович Грейц, было не самой основной задачей. А вот определить, как строить, на каких техно-логических, инженерных принципах — тут нужно было быть профессионалами высочайшего класса. Только для первого участка Кировско-Выборгской линии сотрудники института подготовили 28 000 эскизов и чертежей.
С первых шагов инженеры «Ленметропроекта» проявили себя новаторами. Например, изменили внутренний диаметр перегонного тоннеля в обделке из чугунных тюбингов, а точнее, сократили его на 50 сантиметров, до 5,1 мегра, Сокращение паружного диаметра давало возможность на каждом километре экономить до 1,5 тысяч тонн чугунной обделки, более чем на 16% сократить объем земляных работ, а значит, уменьшить сроки проходки, облегчить труд строителей.
Впервые в Ленинграде
Технических, инженерных идей, которые рождались в ходе проектирования первых линий ленинградского метро и впервые внедрялись в отечественном метростроении, было немало. В этом ряду облегченная и совершенная конструкция станционных тоннелей, внедрение сварки в создание подземных конструкций. Одновременно были переработаны, усовершенствованы и проходческие щиты, — они стали легче и удобнее в эксплуатации. Более того, первый отечественный мехапизированный щит был разработан именно инженерами «Ленмегропроекта», и в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе советский проходческий щит был удостоен Гран-при.
Подземная архитектура: охраняется государством
Архитектурное проектирование ленинградского метро началось в 1948 г. в институте «Ленметропроект» был организован авторский коллектив из 19 опытных архитекторов Станции первого участка Кировско-Выборгской линии неповторимы, поражают роскоптью и великолепием, это настоящие подземпые дворцы — просторные, наполненные воздухом.
Станция «Технологический институт отражает достижения российской,советской науки, стены ее украшены барельефами выдающихся ученых, венками из пальмовых ветвей и лавра — символами пауки. Станция интересна еще и тем, что здесь ленинградскими проектировщиками впервые в мировой практике метростроения была создана пересадка с первой линии метро на вторую простым переходом на противопоножную платформу. Идею эту высоко оценила мировая архитектурная общественность: в 1958 г, на Всемирной выставке в Брюсселе, проект получил Гран-при.
Впервые люверсное освещение, вкупе с выверенными инженерными решениями по высоте размещения и расположению источников света, было применено на станции «Кировский завод», Светло-серый мрамор, продуманное, строгое декоративное убранство в виде чеканных горельефов подчеркивают основную идею архитекторов, — посвящение индустриальному развитию страны и города.
Тема героического труда советских людей в годы первых пятилеток стала основной в архитектурном оформлении следующей станции «Нарвской». Яркое, торжественное убранство, золотой декор, необыкновенной красоты люстры делают эту станцию самой нарядной, парадной в череде станций первого участка. Горельефы с изображением людей разных профессий — учителей, врачей, строителей, литейщиков, метростроевцев, текстильшиков — продолжают тему, славят созидательный труд.
Статья опубликована в журнале Вестник "Зодчий. 21 век" №3 2020