Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Преимущества комплексного освоения подземного пространства

Мнения наших экспертов Проекты
8 июня 2021

Преимущества комплексного освоения подземного пространства объектами различных функций ясны и обсуждаются на разных уровнях и проектировщиками, и инвесторами, и представителями руководства нашего города.

Комплексное решение может получиться только в одном случае – когда все проектные предложения, все проблемы и сложности обобщены и выстроены в единый перечень решаемых задач. В архитектуре и первую очередь в градостроительстве такой подход называется Ансамблевым. Исторический опыт всех крупнейших значимых градостроительных проектов доказывает, что только решая задачи «от общего к частному» и «от главных задач к второстепенным» можно достичь по-настоящему грамотных и позитивных результатов.

В противном случае, сталкиваясь с любой сложной задачей на частном уровне и решая ее индивидуально, мы заходим в тупик, поскольку специалисты, работающие над решениями данной задачи, решают ее в рамках узкой нормативно-технической документации и в ряде случаев в рамках собственных методик и правил, опробованных и простых, но не дающих развитию общей идее.

Так, например, ряд правил эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, разработанных самими же эксплуатирующими организациями «поставили крест» на ряде интересных, удобных для пассажиров проектных решениях. В результате один из современных строящихся подземных вестибюлей в Санкт-Петербурге строится с лестницами вместо эскалаторов, а одна из строящихся станций увеличилась на 30% в связи с требованиями простой и удобной эксплуатации эсклалаторов.

Причем эти требования идут в разрез с общемировыми тенденциями и огромным зарубежным опытом эксплуатации разнообразного оборудования в подземных сооружениях. Зарубежный опыт также наглядно иллюстрирует на примере множества действующих объектов соответствие всем правилам безопасности и надежности данных проектных решений.

Единственная сложность связана с обязательным условием работы высокопрофессионального штата обслуживающего персонала и дороговизной данного обслуживания. В результате, экономя на частных вопросах, мы можем существенно потерять в общем. В частности, многие отечественные проекты, связанные с метростроением, получаются предельно консервативными на уровне разработок 1950 – 1970 годов.

Отличный зарубежный пример современного комплексного освоения подземного пространства в мегаполисе – это центральная привокзальная площадь в Амстердаме, под которой построена современная станция метро в составе транспортно-пересадочного узла. Для строительства данной станции с учетом будущих перспектив пришлось поднять на домкратах здание вокзала XIX века протяженностью во всю площадь.

Однако данная технологическая задача не явилась препятствием для строительства, поскольку при данной компоновке трасса метро получается максимально логичной, положение станции максимально удобное, и поэтому главными плюсами стали дальнейшие плюсы от удобства эксплуатации и выгода от кратчайшей трассировки путей метро.

Позитивные перемены последних нескольких лет в плане учета комплексного освоения подземного пространства воплотились в учете различными комитетами нашего города возможности развития объектов транспортной урбанистики:

  • Система градостроительного зонирования стала учитываться в подземной урбанистики.
  • При согласовании планировочных концепций рассматриваются функциональные схемы, на которых объемно-пространственные решения объектов учитывают будущие модернизации.

Примеры строящихся объектов: 

  • Вестибюль станции петербургского метрополитена «Театральная»
  • Станция петербургского метрополитена «Знаменская»

Однако и в этих примерах есть ряд существенных недостатков, связанных с пошаговым освоением подземных пространств в условиях прежде всего исторической застройки. Для Санкт-Петербурга данная проблема особенно актуальна, поскольку вопросы обследований и усилений окружающей застройки, вопросы модернизации грунтов в зоне подземного строительства при пошаговом строительстве возникают на каждом этапе заново.

В результате объекты исторической застройки подвергаются серьезным многократным испытаниям от прилегающих строек и грунты в зоне строительства, модернизированные на прошлых этапах (например за счет нагнетаний или систем анкеров), не могут усиляться теми же способами, а требуются более сложные и дорогостоящие технологии. Таким образом, идеальной картиной является единоразовое комплексное «вмешательство» в подземное пространство, в результате которого были бы решены вопросы транспорта, инженерных коммуникаций и при необходимости вопросы формирования подземной общественной зоны.

Автор статьи:

Дмитрий Бойцов, начальник архитектурно-строительного отдела НИПИИ ОАО «Ленметрогипротранс»