Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Смещения «стены в грунте» при строительстве станции метро по технологии «top-down» на намывной территории

Технологии
19 июля 2021

Для обеспечения проведения чемпионата мира по футболу 2018 года вместе с возведением нового стадиона в Санкт-Петербурге была построена станция метрополитена "Зенит" ( "Новокрестовская"). Большие опасения вызывало расположение станционного комплекса на намывной территории у Финского залива.

Строительство станции мелкого заложения проходило в сложных инженерно-геологических условиях в толще совершенно неустойчивых четвертичных отложений и наличия намывного слоя мощностью 4-5 метров.

Параллельно с возведением «стены в грунте» толщиной 1000 мм на глубину 32 метра и размерами в плане 195×39,5 метров, в основании будущего станционного комплекса по всей площади проводились работы по Jet-цементации грунтового массива с созданием грунтоцементной плиты на глубине 20 – 22 м от дневной поверхности. В дальнейшем выполнялась поэтапная разработка котлована с возведением постоянных несущих конструкций.

На всех этапах строительства станционного комплекса выполнялись работы по измерению горизонтальных смещений «стены в грунте» по всей ее высоте. Устройство грунтоцементной плиты в основании станции оказало влияние на смещение «стены в грунте» наружу по всей ее высоте. При этом максимальные смещения до 65 мм соответствовали отметке устройства грунтоцементной плиты, а по верху «стены в грунте» смещения составляли до 30 мм.

В процессе разработки котлована на глубину 20 метров и возведения несущих конструкций из монолитного железобетона, фиксировались смещения «стены в грунте» внутрь котлована. Максимальные деформации отмечались на этапе разработки грунта 4-го яруса – самом нижнем. К этому моменту возведены монолитные железобетонные конструкции покрытия и двух перекрытий. Суммарные величины деформаций «стены в грунте» внутрь котлована достигали 130 мм. Значительные деформации при разработке грунта 4-го яруса связаны с его геометрическими параметрами, многоэтапностью выполнения работ, пропуска по станционному комплексу EPB TBM диаметром 10,5 метров, до прохода которого нельзя было возводить часть несущих конструкций.

К важным параметрам, которые получены из натурных данных, и оказывающих влияние на результаты расчета можно отнести: технологические параметры устройства  Jet-цементации; объемы разработки котлована до возведения несущих конструкций; отсутствие защемления нижнего конца «стены в грунте», при его расположении в твердых аргиллитоподобных глинах на глубину 3 метра.

Введение

Строительство подземных сооружений в открытых котлованах нашло широкое применение в гражданском строительстве. При этом применяются различные виды ограждающих конструкций и материалов, из которых они изготавливаются.

Для снижения деформаций поверхности земли, в том числе и его прогнозa, повышению безопасности окружающей среды, выполняется большое количество исследований за развитием деформаций как земной поверхности, так и ограждающих конструкций. На основе полученной статистики разрабатываются эмпирические методики прогнозирования деформаций в различных инженерно-геологических условиях, в том числе и для метода строительства «Top-Down».

Так в работе приводятся результаты исследований для более, чем 530 котлованов, взятых автором из мировой практики за период с 1980 по 2001 года. С помощью полученной базы данных проведен эмпирический анализ между деформациями стен и грунта, используемой опорной системой и методом разработки грунта. Эти исследования показывают, что для котлованов, построенных методом «Top-Down», как правило, горизонтальные деформации стен небольшие – не более 1,0 % от Н (глубина разработки котлована) в мягких глинах (Figure 1).

В работе [7] приводятся исследования при строительстве станции метро мелкого заложения Rod El Farrag project в городской черте Каира (Египет). Большая часть геологического разреза представлена песками, c глубины 36 метров перемешанных с гравелем.

Размеры котлована составляют 150 метров в ширину, 24 метра в длину и почти 48 метров в глубину. Дополнительно для устойчивости вмещающих грунтов было выполнено две поперечные внутренние несущие стены толщиной 1,2 метра (как и внешние) таким образом, что внутреннее пространство станции разбивалось на 3 равные части. Разработка котлована выполнялась методом «Top-Down» с устройством монолитного железобетонного покрытия, 2-х перекрытий и основания. Дополнительно для устойчивости стен устанавливались временные стальные расстрелы на двух горизонтах с предварительным напряжением.

В качестве противофильтрационной завесы выполнялось закрепление песчаного массива по технологии Jet-grouding мощностью 7 метров с глубины 33 метров (глубина разработки котлована) и ниже.

Максимальные горизонтальные деформации стен на всех этапах строительства составили 30 мм. Было выполнено численное моделирование в двухмерной и трехмерной постановках задач. В результате выполненных расчетов для плоской модели деформации были в 1,5 раза больше фактических, а для объемной модели почти совпали.

В работе [8] приводится анализ результатов исследований при строительстве трех станций метрополитена в открытых котлованах в Амстердаме. Конструкция ограждающих стен для этих станций аналогична конструкции станции в Египте, – сопоставима с размерами поперечного сечения, наличию двух поперечных внутренних несущих стен (diaphragm woll) толщиной 1,2 метра, а также закрепление массива по технологии Jet-grouding на глубине 33 метра, только мощностью 1,5 метра. Ограждающие стены, пересекая слабые глины и песчаные отложения, заглубляются в жестких слой глины с наличием напорного водоносного горизонта. По данным инклинометрических скважин, размещенных в грунте за ограждающей стеной, горизонтальные деформации составили 20 – 25 мм.

Еще один случай строительства станции метро в открытом котловане с закреплением основания под станцией по технологии Jet-grouding, описан в работе [9]. Строительство станции метро в городской черте Шанхая, в условиях существующей застройки, выполнялось в мягких глинах. С глубины 23,7 метров залегают средней прочности и прочные глины. Размеры котлована составляют 333 метра в длину и шириной до 33 метров. Глубина разработки котлована составила 23,7 метра с устройством грунтоцементной плиты ниже этой отметки мощностью 3 метра. По оси станции были установлены колонны, на которые распиралась расстрельная система при разработке котлована. На участке максимальной ширины станции при глубине разработки 23,7 метра устанавливалось 7 ярусов расстрелов (в других частях станции было на 1 уровень расстрелов меньше). Глубина ограждающих конструкций («стена в грунте») составила 40 метров и толщина 800 мм.

Максимальные горизонтальные деформации стен на всех этапах строительства составили 54 мм (трубы для инклинометрии размещались в стене). Как показано в данной работе это максимальные деформации для уже типовой схемы строительства станций метро в Шанхайской глине.

Во всех рассмотренных выше примерах строительства станций метро методом «Top-Down», для измерений горизонтальных деформаций ограждающих конструкций «стена в грунте» применялись экстензометрические скважины, размещаемые в конструкции стены или в грунте в непосредственной близости со стеной. Анализ деформаций поверхности земли выполняется совместно с горизонтальными деформациями ограждающих конструкций и технологическими осадками, формируемыми при устройстве ограждающих стен.

В работах Российских исследователей приводятся результаты натурных исследований и предлагаются методы прогноза деформаций поверхности земли и попадающих в зону влияния зданий, только на основании натурных измерений деформаций поверхности, технологических осадок, формируемых при устройстве ограждающих стен.

Объект исследований

Для обеспечения проведения чемпионата мира по футболу 2018 года вместе с возведением нового стадиона в Санкт-Петербурге была построена станция метрополитена «Новокрестовская» Невско-Василеостровской линии.

Станция строилась на намывной территории (Figure 2), процесс которого заключался в укладке дополнительного слоя песка мощностью до 4-5 метров. По периметру искусственной территории  был забит шпунт, вдоль которого в 8 рядов были сооружены “щебеночные сваи” шагом 2×2 метра и диаметром 700 мм на глубину 21 метр. Расстояние от контура станции до Финского залива составляло 65 – 80 метров.

Станция колонного типа представляет собой многопролетную рамную монолитную конструкцию (Figure 3): то есть в одном строительном объеме, ограниченном «стеной в грунте», расположены и платформенная часть станции, и вестибюли станции, а также все технологические помещения, кроме подземных переходов, лестничных спусков и вентиляционных каналов.

После устройства «стены в грунте» осуществлялось устройство противофильтрационного слоя – грунтоцементного массива по технологии Jet с созданием грунтоцементной плиты на глубине 20 – 22 метров от дневной поверхности. Устройство свай диаметром 700 мм и общим количеством 21592 штук, выполнялось в следующей последовательности. Производится бурение скважины на расчетную глубину. После достижения проектной отметки к форсункам монитора, установленного на конце бурового инструмента подается цементный раствор необходимой консистенции под давлением 32 МПа. С медленным вращением монитор поднимается на поверхность, при этом производится размыв грунта и образование грунто-цементного цилиндра. Излишки грунтоцемента по затрубному пространству выходят на поверхность. Подача цементного раствора осуществляется до достижения монитором верхней границы закрепления.

Работы по устройству свай выполняются в шахматном порядке с разносом по времени для соседних скважин не менее трех суток. Сооружение этого типа станции начинается с возведения ограждающих конструкций по периметру станционного узла. Ограждающие конструкции сооружаются методом «стена в грунте» глубиной 32 метра и толщиной 1 метр. При этом участки «стены в грунте», через которые предполагается проходка перегонного тоннеля, выполняются с арматурой из композитных материалов для возможности вырезки указанного участка режущим органом ТПМК. Внутри ограждающих конструкций сооружаются два ряда свай-колонн, для чего под защитой обсадной инвентарной трубы бурятся скважины диаметром 1 м. В скважины опускается арматурный каркас, в который в зоне размещения постоянного участка колонны установлена металлическая труба. Скважина бетонируется, обсадная труба извлекается.

После завершения работ по сооружению ограждающих конструкций и свай-колонн производится разработка грунта с последовательным возведением несущих конструкций (Table 1). После окончания выполнения 4 этапа через тело станции протаскивается ТПМК, который прорезав торцевую стену уходит дальше по намеченной трассе.

Инженерно-геологические условия строительства

В геологическом строении участка строительства до глубины 29-30 метров принимают участие современные четвертичные отложения (Figure 4), представленные техногенными образованиями – насыпными, озерно-морскими отложениями, представленными песками пылеватыми, средней плотности и плотными, песками средней крупности, плотными и средней плотности, заторфованными грунтами, суглинками текучими и текучепластичными; верхнечетвертичные отложения озерно-ледникового генезиса, представленные суглинками текучими, ленточными, суглинками текучепластичными, слоистыми; песками пытеватыми, плотными, ледникового генезиса, представленные супесями пластичными, суглинками тугопластичными и суглинками полутвердыми, подстилаемые вендскими глинами котлинского горизонта, дислоцированными. «Стена в грунте» заглубляется в подстилаемый слой – коренные грунты, на 3 метра.

Расчетные значения физико-механических свойств грунтов выделенных инженерно-геологических элементов показаны в Table 1.

Характеризуя в целом механические свойства пород четвертичного возраста важно отметить, что прочностные и деформационные характеристики по ИГЭ варьируют в широких пределах.Для озерно-морских отложений угол внутреннего трения варьирует от 13° до 31° , а величина сцепления изменяется от 0,002 до 0,018 МПа; модуль общей деформации варьирует в пределах 2,5-24 МПа. Озерно ледниковые отложения имеют угол внутреннего трения 10° -38°, сцепление – 0,002-0,019 МПа, модуль общей деформации – 7,0-40,0 МПа. Ледниковые отложения лужской стадии оледенения характеризуются изменением угла внутреннего трения от 21° до 34°, сцепления в пределах 0,001-0,040 МПа, а модуля общей деформации от 13,5 до 40 МПа.

Для озерно-ледниковых флювиогляциальных отложений угол внутреннего трения изменяется в пределах 15° – 39°, сцепление – 0,001-0,039 МПа, модуль общей деформации – 12-35 МПа.Ледниковые отложения московского оледенения характеризуются значениями угла внутреннего трения 26°-28°, сцепления – 0,028-0,067 МПа, модуля общей деформации – 22-35 МПа.Межледниковые флювиогляциальные и озерно-ледниковые отложения характеризуются углами внутреннего трения 24°-39°, сцепления 0,001-0,051 МПа, модуля общей деформации 18-35 МПа.Для переходного слоя нормативные значения угла внутреннего трения составили 21°, сцепления 0,01 МПа, модуля общей деформации 25 МПа. Породы коренной толщи верхнекотлинских глин характеризуются следующими значениями: угол внутреннего трения 210-220, сцепление 0,05-0,15 МПа, модуль общей деформации 100-200 МПа.

Любые математические модели, построенные с использованием указанных физико­механических свойств, будут изначально содержать определенные статистические погрешности. Следовательно, результаты моделирования также следует рассматривать как математическое ожидание, характеризуемое определенными значениями погрешности.

Натурные исследования горизонтальных деформаций «стены в грунте»

Во время строительства станционного комплекса выполнялись работы по контролю деформаций «стены в грунте» посредством её инклинометрии, а также выполнена привязка измеренных данных к различным этапам производства работ.

Для определения горизонтальных смещений в «стене в грунте» располагались 3 контрольных сечения с инклинометрическими скважинами, по 2 скважины в каждом сечении с разных сторон будущего котлована (Figure 2). Контрольные сечения были распределены по длине станционного комплекса. При устройстве «стен в грунте» в их арматурные каркасы закладывались ПВХ-трубы диаметром 125 мм, которые располагались по оси конструкции. Отметка дна труб находилась не менее чем на 0,5 м выше нижней отметки «стены в грунте». Далее, после устройства «стены в грунте», производилась промывка и оснащение получившихся скважин направляющими трубами диаметром 70 мм. Направляющие пазы в трубах ориентированы перпендикулярно «стене в грунте» для фиксации максимальных деформаций на разных этапах строительства станционного комплекса.

После нагнетания раствора за стенки направляющих труб и его твердения был выполнен первый цикл измерений, относительно которого вычислялись деформации «стены в грунте». Измерения деформаций (смещений) «стены в грунте» проводилось цифровыми скважинными инклинометрами.

Измерения горизонтальных деформаций начинались до начала разработки грунта с шагом по глубине 0,5 метра с частотой измерений 1 раз в 2-3 дня. Отдельно можно выделить этап смещений «стены в грунте» от проведения работ по Jet-цементации грунтового массива, который не прогнозировался на стадии проектных работ. Деформации «стены в грунте» на этом этапе составляют от 30 до 68 мм, направление смещений – от оси станции в сторону окружающего грунтового массива (Figure 5).

Графики горизонтальных деформаций «стены в грунте» на всех основных этапах разработки по всем инклинометрическим скважинам показаны на Figure 6.

Деформации «стен в грунте» рассматриваемых станционных комплексов на этапах от начала разработки котлована и до завершения устройства постоянных конструкций в сечениях скважин приведены в таблице 3. Положительные значения соответствуют деформациям, направленным от «стены в грунте» внутрь станционного комплекса.

На величину деформаций значительно влияет очередность разработки грунта по длине станционного комплекса. Разрабатывать грунт и бетонировать плиты перекрытий, согласно проектной документации, необходимо было в последовательном или шахматном порядке захватками, не превышающими расстояния между деформационными швами (30 – 40 метров). Фактически фиксировалась разработка грунта участками, превышающими рекомендованные параметры в 2 – 5 раз, без своевременного устройства плит перекрытия над разработанными зонами.

Максимальные деформации отмечались на этапе разработки грунта 5-го яруса. В этот период сначала был разработан грунт под лоток для пропуска ТПМК в центральном пролете и лишь потом (с отставанием на 30-130 дней) проведена экскавация грунта в боковых пролетах и завершено устройство плиты основания. Какой-либо жесткой конструкции, объединяющей стяжку на отм. +3,0 метра с лотковой плитой на отм. -1 метра, не было и «стена в грунте» деформировалась свободно.

Определение усилий, действующих на «стену в грунте» при устройстве грунтоцементной плиты

Большое количество научных работ посвящено выполнению расчетов для определения расчетных деформаций ограждающих конструкций внутрь котлована и деформаций поверхности земли вокруг котлованов. Но при этом отсутствуют опубликованные исследования о том, как влияет процесс устройства грунтоцементной плиты по технологии  Jet-grouding в основании подземных сооружений, возводимых внутри котлована под защитой ограждающих стен.На основании полученных результатов натурных исследований имеется возможность определить усилия, действующие на «стену в грунте», которые приводят к деформациям, направленным в противоположную, от оси котлована, сторону.

Для этого выполним численные расчеты методом конечных элементов в программном комплексе PLAXIS, обеспечивающий решение в перемещениях в объемной и плоской постановке со стандартными граничными условиями, соответствующими гипотезе академика А.Н. Динника об отсутствии горизонтальных деформаций пород в ходе исторического нагружения массива (т.е. обеспечивался запрет горизонтальных перемещений на вертикальных границах модели, запрет перемещений на нижней границе модели). Для снижения объемов вычислений, где это возможно, рассматривалась половина расчетной области до вертикальной плоскости симметрии модели.

Основными объектами в моделях выступали элементы, моделирующие грунтовый массив и «стену в грунте».Согласно результатам натурных исследований деформации «стены в грунте», вызванные устройством грунтоцементной плиты по технологии jet-grounding, в среднем составляют 60мм в сторону грунтового массива.Для определения усилий, вызванных устройством грунтоцементной плиты, можно воспользоваться прямой и обратной постановкой задачи.

В первом случае, к «стене в грунте» в уровне устройства грунтоцементной плиты прикладывается распределенная нагрузка, возрастающая до тех пор, пока деформация «стены в грунте» не будет соответствовать реальной.

Во втором случае, вместе со «стеной в грунте» моделируется участок грунтоцементной плиты, к которому применяются заданные деформации, равные реально замеренным. В этом случае, нагрузка, действующая на «стену в грунте» получается из контактных интерфейсных напряжений.

Обратная постановка задачи

На Figure 7,а представлен общий вид модели.  Модель представляет собой грунтовый куб с размерами 100х75х50м. Модель содержит 8 слоев пород (грунтов) согласно данным геологического разреза. После сгущения сети, модель содержит более 157966 элементов. «Стена в грунте» моделировалась объемными элементами, участок грунтоцементной плиты так же моделировался объемными элементами. К участку грунтоцементной плиты применялись вынужденные смещения, равные замеренным в результате мониторинга строительства станции деформациям (Figure 7,b). В результате смещения участка грунтоцементной плиты в сторону ограждающих конструкций на границе «стена в грунте» – закрепленный грунт», возникли контактные напряжения, равные реальной нагрузке воздействующей на ограждающую конструкцию в результате устройства грунтоцементной плиты.

В результате проведенного расчета была получена следующая картина деформаций ограждающей конструкции (Figure 8,а). Контактные напряжения на сопряжении «стена в грунте» – закрепленный грунт, которым соответствуют зафиксированные горизонтальные деформации «стены в грунте» в сторону грунтового массива, представлены на Figure 8,b.

Исходя из картины распределения напряжений, среднее значение напряжений на контакте «стена в грунте» – грунтоцементная плита, составляет 2,5 МПа. При толщине «стены в грунте», равной 2 метрам, нормальная сила от устройства грунтоцементной плиты достигает 5000 кН.

Прямая постановка задачи

Общий вид модели соответствует Figure 7,а.  Модель представляет собой грунтовый куб с размерами 100х75х50м. Модель содержит 8 слоев пород (грунтов) согласно данным геологического разреза. После сгущения сети, модель содержит более 157966 элементов. «Стена в грунте» моделировалась объемными элементами, нагрузка от закрепления грунта представлялась в виде равномерно распределенной по толщине закрепляемого участка грунта на проектной глубине. Нагрузка принималась по результатам решения обратной задачи, таким образом, данное решение является проверкой правильности полученных результатов при решении обратной задачи. На Figure 9 представлена «стена в грунте» с полученными деформациями. Как видно из Figure 9, деформации составляют 63,6 мм, что практически соответствует значениям, полученным при решении обратной задачи и результатам замеров в натурных условиях. Расхождение в 1,1 мм вызваны неточным определением средней распределенной нагрузки (погрешность в пределах 30 кПа).

Обсуждение

В работах, отражающих исследования при строительстве станций метро в глубоких котлованах с применением метода «Top-Down» [7-8], горизонтальные перемещения ограждающих конструкций не превышают 4 см. При этом весьма большое количество построенных подземных сооружений в открытых котлованах [3-6], показывает, что горизонтальные перемещения могут составлять и более  25 см. Из всех видов опорных систем, использование метода «Top-Down» демонстрирует наименьшие горизонтальные перемещения ограждающих конструкций.

Для исследований, приведенных в данной работе, горизонтальные деформации ограждающих конструкций составили до 13 см. Но здесь более интересными являются не абсолютные величины деформаций, а направление их развития на всех этапах разработки котлована. Если основные этапы экскавации грунта приводят к естественному смещению ограждающей конструкции – «стены в грунте» внутрь котлована, то на этапе, предшествующем началу разработки котлована, – устройству противофильтрационной грунтоцементной плиты на глубине 20 – 22 метров, произошли перемещения «стены в грунте» в сторону грунтового массива на 40-70 мм в уровне устройства грунтоцементной плиты. Также отмечается, что на этом этапе горизонтальные деформации в сторону грунтового массива произошли  по всей высоте стены.

Наличие деформаций, направленных в сторону грунтового массива, показывает наличие знакопеременных горизонтальных деформаций стены и значительным изменениям радиуса кривизны по высоте стены. Это может приводить к разрушению стены (развитию сквозных трещин) еще до вскрытия котлована до конкретных отметок. Такой процесс можно наблюдать по скважинам I3 – I4, в которых с началом разработки котлована с шагом 1 метр резко изменяются величины деформаций (видим волнистую линию).

Численное моделирование методом конечных элементов показывает, что напряжения на контакте «стены в грунте» и грунтоцементной плиты в процессе ее устройства составляют 2,5 МПа. При толщине «стены в грунте», равной 2 метрам, нормальная сила от устройства грунтоцементной плиты достигает 5000 кН. Столь большие усилия необходимо уменьшать за счет корректировки выполнения работ по технологии Jet-grouding.

Максимальные горизонтальные деформации Uhmax в долях от глубины разработки котлована H – (Uhmax/H) для рассмотренного котлована составили 0,4 – 0,7%, что попадает в статистический диапазон, показанный на Figure 1 [3]. В этой же работе говорится о том, что для глубоких котлованов в мягких и жестких связных грунтах максимальное горизонтальное смещение стенки Uhmax в 67% случаев наблюдается на глубине от 0,57H до 1,07H ниже поверхности земли. Для рассмотренного котлована эти значения находятся в интервале 0,7H – 0,9H.

Для строительства станции метро открытым способом в котловане методом «Top-Down» измеренные величины горизонтальных деформаций ограждающих стен превышают среднестатистические мировые величины. В случае строительства такой станции в условиях существующей застройки, подобные деформации неминуемо привели бы к появлению дополнительных деформаций существующих зданий и соответственно к снижению их эксплуатационной надежности. В работе [6(Glough, 1990)] сделан акцент на влияние на существующие сооружения от перемещения стен котлованов, приводящих к судебным разбирательствам, связанных с ущербом от дополнительных деформаций существующих сооружений, в том числе и за счет нештатных ситуаций движения грунтовых вод. Поэтому обновляемая база исследований строительства котлованов дает возможность учитывать множество условий их строительства, позволяющую эмпирическим путем или расчетами численными методами более достоверно давать прогноз деформаций при новом проектировании.

Полученные результаты приведенных исследований безусловно являются важными для обновления этой базы данных.

Выводы

Горизонтальные деформации, измеренные при разработке котлована для строительства станции метро в Санкт-Петербурге, даже не смотря на значительное превышение абсолютных значений деформаций по отношению к среднестатистическим мировым величинам, попадают в диапазон относительных деформаций, который предлагает Moormann, после анализа исследований Peck, Clough and O’Rourke и Long, а также учета большого количества новых котлованов.

Наличие горизонтальных деформаций, направленных в противоположную от оси котлована сторону при производстве работ по устройству противофильтрационной грунтоцементной плиты по технологии Jet-grouding внутри замкнутой ограждающей «стены в грунте» влияет на увеличение рисков в части технического состояния ограждающих конструкций и обеспечения безопасности при разработке глубоких котлованов.

Авторы:

М. Лебедев, Р. Ларионов, Г. Егоров, А. Попович

Список литературы

  1. Мангушев Р.А., Никифорова Н.С., Конюшков В.В., Осокин А.И., Сапин Д.А. Проектирование и устройство подземных сооружений в открытых котлованах: Учеб. пособие. – М.-СПб: Изд-во ACB, 2013. – 257  с.
  2. Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения: издание второе , дополненное и переработанное / под общей ред. В.А. Ильичева и Р.А. Мангушева. – М.: Изд-во ACB, 2016. – 1040 с.
  3. Moormann C. Analysis of wall and ground movements due to deep excavations in soft soil based on a new worldwide da­tabase // Soils Found. 2004. № 44(1). P. 87-98
  4. Long, M. M. (2001): Database for retaining wall and ground movements due to deep excavations, J. Geotech, and Geoen- vironm. Eng., ASCE, 127 (3), 203-224.
  5. Peck, R. B. (1969): Deep excavations and tunnelling in soft ground (State of the Art Report), Proc. Vllth ICSMFE, Mexico, 7 (3), 225-290.                    Peck R.B. Deep excavation and tunnelling in soft ground. State of the art report // Proc 7th Int Conf SMFE. Mexico City, 1969, pp. 147-150
  6. Clough, G. W. and O’Rourke, T. D. (1990): Construction induced movements of in-situ walls. Design and Performance of Earth Retaining Structures, ASCE, GSP 25, 439-470, Discussion: ASCE, GT April 1992: 662-664.
  7.  Hefny A, Ezzat Al-Atroush M, Abualkhair M, Alnuaimi M J (2020): Three-Dimensional Response of the Supported-Deep Excavation System: Case Study of a Large Scale Underground Metro Station. Geosciences 10, 76; doi:10.3390/geosciences10020076.
  8. Korff M, Mair R J (2013): Ground displacements related to deep excavation in Amsterdam. Proceedings of the 18th International Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering, Paris 2013: 2779-2782.
  9.  Liu G B,  Jiang J, Ng C W W (2009): Performance of a deep excavation in soft clay. In: Geotechnical Aspects of Underground Construction in Soft Ground – Ng, Huang & Liu (eds). International Society for Soil Mechanics and Geotechnical Engineering (ISSMGE), London 2009: 419-425.
  10. Осокин А.И., Денисова О.О., Шахтарина Т.Н. Технологи­ческое обеспечение подземного строительства в усло­виях городской застройки // Жилищное строительство. 2014. № 3. С. 16-24.
  11. Мангушев Р.А., Веселов А.А., Конюшков В.В., Са­пин Д.А. Численное моделирование технологической осадки соседних зданий при устройстве траншейной «стены в грунте» // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 5 (34). С. 87-98.
  12. Улицкий В.М., Шашкин А.Г., Шашкин К.Г. Геотехническое сопровождение развития городов (практическое пособие по проектированию зданий и подземных сооружений в условиях плотной застройки. “Стройиздат Северо-Запад”, Группа компаний “Геореконструкция”. СПб, 2010. – 561 с.
  13. Определение технологических осадок фундаментов близлежащих зданий при уст­ройстве стены в грунте, грунтовых анкеров и буроинъекционных свай / О. А. Шулятьев, О. А. Мозгачева, Д. К. Минаков, Д. Ю. Соловьев // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – № 4. – С. 129-140.