Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Струйные вентиляторы на объектах метро

Технологии
2 сентября 2017

Теплосантехнический отдел ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» является комплексным отделом, который занимается проектированием постоянных инженерных систем разделов ОВ,ТС и ВК для подземных транспортных сооружений, а также разрабатывает системы обеспечения строительства сжатым воздухом, теплом, водой и вентиляцией. Специалистами отдела за 70 лет накоплен уникальный опыт, а  своевременная реакция на развитие технологий позволяет  сохранять  высокий уровень проектирования и соответствовать современным требованиям.

Левина Е.К., главный специалист теплосантехнического отдела ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»

 

Отдел участвует во всех проектах института и часто решает очень сложные задачи, требующие индивидуального, нетипового подхода.Такие проекты были выполнены для тоннелей БАМа, Олимпийской трассы, а также для метрополитена Казани и, конечно же, Санкт-Петербурга.     

В последнее время большое внимание уделяется системам вентиляции транспортных тоннелей и метрополитенов в части поддержания санитарных норм, микроклимата и реализации режимов дымоудаления.

При  проектировании систем вентиляции специалистами отдела применяется современная компьютерная техника с необходимым программным обеспечением, которое позволяет при выполнении проектов решать задачи любого уровня сложности (см. рис.1, 2). В качестве одного из примеров по внедрению новых технологий можно выделить решение об использовании струйных вентиляторов для проветривания соединительной ветки одной из первых линий Петербургского метрополитена.

В процессе эксплуатации  столкнулись с проблемой недостаточности воздухообмена в соединительной ветке (см. рис. 3 ) двух центральных станций, работа же существующих установок тоннельной вентиляции на данном участке оказывалась недостаточной для создания в ней постоянного воздушного потока. Связано это было с тем, что эжекционная установка,  предназначенная для вентиляции этой соединительной ветки не была сооружена, фактически проветривание выработки осуществлялось только за счет поршневого эффекта от движущихся поездов (10-12 составов в сутки). Такое проветривание не обеспечивало устойчивого движения воздуха и приводило к возникновению повышенной влажности и как следствие – коррозии элементов обделки и оборудования.

Необходимо было организовать проветривание соединительной ветки в ночное время, когда отсутствует движение поездов, при этом строительство эжекционной установки в условиях действующего метрополитена исключалась.

Опираясь на богатый опыт проектирования транспортных тоннелей, была запроектирована продольная схема вентиляции с использованием струйных вентиляторов в условиях метрополитена. Особенностью данной системы вентиляции является отсутствие необходимости сооружения специальных выработок, так как струйные вентиляторы размещаются непосредственно в транспортной зоне тоннеля и за счет использования кинетической энергии высокоскоростной струи на выходе из вентилятора организуют воздушный поток в сечении тоннеля, т.е. по сути своей исполняют роль эжекционной установки. Вентиляторы были смонтированы в объеме камеры съездов, под сводом вдоль продольной оси, за пределами габарита приближения оборудования.

Принятая установка состояла из 4-х осевых струйных вентиляторов, диаметром 630 мм располагаемых в ряд (см. рис.4). Вентиляторы оснащены глушителями шума с обеих сторон, входным и выходным конусом с направляющей дюзой, гибкими вставками, монтажными приспособлениями и виброизоляторами для исключения негативного влияния на конструкцию тоннеля. Для удобства эксплуатации электродвигателя в нижней части корпуса был предусмотрен лючок со съемной крышкой.

В результате работы сотрудники отдела нашли простое и современное решение, которое позволило избежать значительных затрат по сооружению эжекционной камеры и обеспечить нормируемые параметры воздушной среды в кратчайшие сроки.

Система успешно эксплуатируется с 2007 года. В проектах новых линий, в системах вентиляции веток в депо, галерей, а также защиты портальных участков тоннелей от обмерзания нашли применение струйные вентиляторы.

В настоящее время при проектировании линий с двухпутными тоннелями отделом рассматривается возможность использования струйных вентиляторов в аварийных режимах дымоудаления. Для каждого конкретного случая струйные вентиляторы могут использоваться как для оптимизации удаления дыма из тоннелей, так и для блокировки распространения дыма в сторону станций

Источник: "Метро и тоннели" №6 2016