ОАО "Ленметрогипротранс": эффективные решения для Московского метрополитена
«Нашу жизнь можно назвать театром, а открытие новой станции метрополитена сравнимо с премьерой пьесы, исполнителями которой являются строители, а автором - проектировщик.» |
|
В. А. Маслак, генеральный директор ОАО "Ленметрогипротранс" |
-Владимир Александрович, в начале беседы позвольте поздравить Ленметрогипротранс с юбилеем! За прошедшие десятилетия институтом накоплен колоссальный опыт, и нам очень приятно, что сегодня он востребован на московских объектах. Каковы итоги работы института в 2016году в столице ?
-Минувший год был очень насыщенным. Мы занимались проектированием Калининско-Солнцевской линии и в сентябре завершили разработку рабочей документации. Данный участок включает в себя пять станций: «Рассказовка», «Новопеределкино», «Солнцево», «Боровское шоссе» и «Терешково». Очень большой объем работ по проектированию инженерных систем был выполнен в сжатые сроки - всего за четыре месяца. Такого результата удалось добиться в том числе за счет грамотной организации: многие процессы шли параллельно.
В ходе работ приходится вносить много корректировок, связанных с заменой оборудования, материалов, фактическими результатами строительно-монтажных работ, изменениями в архитектуре и т.д. Строительство каждой из пяти станций ведут разные подрядчики, с каждым из которых мы плотно взаимодействуем. Нашей компании удалось справиться со всеми сложностями, и мы выполнили свои обязательства на должном качественном уровне. Пуск станций запланирован на 2017 год. Специалистам института удалось уменьшить строительные объемы станций Калининско-Солнцевской линии на 25% за счет оптимизации планировочных решений. Станции скомпонованы с учетом расчетных пассажиропотоков на территориях строительства, они компактны и технологичны. При работе используется технология «стена в грунте», которую наш институт стал применять одним из первых в стране.
-Что можно сказать о конструктивных решениях станций Калининско-Солнцевской линии и об их архитектурном облике?
-Для всех пяти станций был выбран общий конструктивный и объемно-планировочный подход. Они мелкого заложения, строятся открытым способом. Служебные и вспомогательные помещения размещаются на вторых ярусах. Станции колонные, двухпролетные, выполнены в монолитном железобетоне. Для доступа маломобильных групп населения в соответствии с современными требованиями предусмотрены лифты. Несмотря на некую «типизацию» объемно-планировочных решений, по своему внешнему облику станции различаются. Специалистами нашего института разработаны архитектурные решения для трех из них: «Боровское шоссе», «Терешково» и «Рассказовка». Проектируя внешний облик, мы учитывали необходимость создания индивидуального и выразительного образа станций, эффективность дальнейшей эксплуатации станций, стоимость и удобство монтажа. Для отделки колонн и путевых стен используются панели из металлокерамики; полы выполнены в граните.
-На каких еще московских объектах метрополитена работает институт?
Мы задействованы на северо-восточном участке Третьего пересадочного контура (ст. «Нижняя Масловка» - ст. «Авиамоторная»), проектируем участок от станции «Авиамоторная» до «Электрозаводской», на которой предусмотрена пересадка на действующую одноименную станцию Арбатско-Покровской линии. В этом году получено положительное заключение экспертизы на первый этап. Станция «Электрозаводская» находится на участке двухпутного перегонного тоннеля, она будет иметь две боковые платформы. Здесь имеется участок стыковки двух однопутных тоннелей и одного двухпутного. На стадии проектирования находятся работы по объекту «Кожуховская линия. Ст. «Авиамоторная» - ст. «Некрасовка». 11 этап: «От переходной камеры за ст. «Косино» до ст. «Нижегородская улица». Здесь также получено положительное заключение экспертизы на 1 этап. Помимо этого, ведутся работы по проектированию участка Кожуховской линии от станции «Нижегородская» до станции «Юго-Восточная». Кроме того, в настоящее время мы заняты оформлением договорных отношений с заказчиком по поводу проектирования восточного участка Третьего пересадочного контура от станции «Каширская» до станции «Нижегородская улица».
Хотелось бы отметить, что сегодня развитие метрополитена в столице идет быстрыми темпами, но я уверен, что эффективность можно повысить еще больше, если усовершенствовать процедуры согласования, приемки документации, а также вопросы договорных отношений.
я бы отметил разработку и внедрение технологий по предотвращению недопустимых деформаций существующих зданий и сооружений при строительстве метрополитена и других подземных сооружений в центральных районах Санкт-Петербурга. Дело в том, что инженерно-геологические условия строительства метро в северной столице довольно разнообразные, грунты очень неустойчивы. Существующие до настоящего времени технологии строительства станций и наклонных эскалаторных тоннелей вызывали значительные сдвижения грунта и деформации расположенных наверху зданий. Особенно остро этот вопрос стоит для исторической части города, где сосредоточено много памятников архитектуры и истории. Решения института позволяют сохранить здания, способствуют повышению безопасности.
- Ленметрогипротранс известен своими передовыми разработками. Какими достижениями в этом отношении был встречен юбилей?
- В числе важных научно-технических достижений института за последнее время я бы отметил разработку и внедрение технологий по предотвращению недопустимых деформаций существующих зданий и сооружений при строительстве метрополитена и других подземных сооружений в центральных районах Санкт-Петербурга. Дело в том, что инженерно-геологические условия строительства метро в северной столице довольно разнообразные, грунты очень неустойчивы. Существующие до настоящего времени технологии строительства станций и наклонных эскалаторных тоннелей вызывали значительные сдвижения грунта и деформации расположенных наверху зданий. Особенно остро этот вопрос стоит для исторической части города, где сосредоточено много памятников архитектуры и истории. Решения института позволяют сохранить здания, способствуют повышению безопасности.
- Юбилей, как и преддверие Нового года, - это всегда повод для осмысления пройденного пути. С какими словами Вы хотели бы обратиться к коллективу института?
- Нашу жизнь можно назвать театром, а открытие новой станции метрополитена сравнимо с премьерой пьесы, исполнителями которой являются строители, а автором - проектировщик. В нашем институте работают опытные специалисты, профессионалы своего дела. Мы знаем, как проектировать метро, умеем находить эффективные решения любых, даже самых сложных задач. Мне бы хотелось поблагодарить всех сотрудников Ленметрогипротранса за преданность делу и умение работать в команде, способность нестандартно мыслить и пожелать им здоровья, удачи, семейного благополучия. Всех читателей журнала «Московские Торги» поздравляю с Новым годом!
- Благодарю Вас за интервью. Успехов!
Интервью с генеральным директором ОАО "НИПИИ" Ленметрогипротранс" Владимиром Маслаком, журнал Московские торги, № 1, 2017.
Текст: Юлия Бикина