Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Метро как национальный приоритет. Почему нет?

Мнения наших экспертов СМИ о нас
21 января 2021

Специалисты ОАО «Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» рассуждают о настоящем и будущем метрополитенов и тоннелестроения

Петербургский почерк в московской подземке.

Буквально перед самым введением режима самоизоляции в Москве состоялся пуск четырех станций второго участка Некрасовской линии столичного метрополитена, включающего станции «Нижегородская», «Стахановская» «Окская» и «Юго-Восточная». Впервые в Москве соединяющие их тоннели построены по современной технологии двухпутного тоннеля, и это был второй крупный участок московского метрополитена, построенный по проекту Санкт-Петербургского НИПИИ «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ). В августе 2018 года по первому в Москве проекту этого института было закончено строительство и состоялся запуск участка Калининско-Солнцевской линии метро, включающего станции «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка» с перегонами. Здесь были реализованы оригинальные решения, позволившие значительно снизить себестоимость строительства. А теперь на восточном участке Большой кольцевой линии полным ходом идут работы еще на четырех станциях - «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». И не смотря на вынужденный переход на удаленный режим работы и связанные с ним сложности ЛМГТ обеспечивает высокие темпы строительства выпуском необходимой документации.

Интересно также то, что многие технические решения, которые сегодня позволяют строить метро в Москве высочайшими темпами, впервые были разработаны ЛМГТ и применены в Северной столице. Однако здесь и масштабы, и скорость развития метрополитена, скажем так, далеки от тех, что способен обеспечить «Метрострой» Северной столицы.

- «Ленметрогипротранс» еще в начале 2000-х годов, проектируя одну линию метро и заканчивая рабочую документацию по ней, уже приступал к проектированию следующей ветки, - говорит заместитель генерального директора - главный инженер ЛМГТ Георгий Захаров. 

 - И такая работа шла непрерывно, обеспечивая постоянную ритмичную загрузку «Метрострою». Сегодня в Петербурге мы работаем только по действующим контрактам года-двух давности. Ведем доделки, увязки, согласования, а продолжения нет, хотя запроектированы, например, следующие станции за стадионом на Невско-Василеостровской линии. Пока ждем решения, будет ли это единый этап, или его разделят на несколько. Идет увязка технических вопросов внутри проекта. Строители, тем временем, потихоньку доделывают станции «Горный институт», «Театральную», выполняют другие незначительные объемы.

Желание строить есть, да спрос невелик.

- Проблема в том, что «Метрострой» оказался в сложном финансовом положении, - комментирует генеральный директор ЛМГТ Владимир Маслак.

- Руководство города ищет решения, чтобы помочь, но каким оно будет - вопрос. Я убежден в необходимости сохранить такую мощную специализированную, настроенную на строительство метрополитена организацию. Это ведь не просто имя, история, а реальная сила, умеющая профессионально решать сложнейшие, ответственные задачи, которыми отличается метростроение. А в его необходимости сомнений ни у кого нет. 

Ни один объект метрополитена нельзя назвать простым. Например, сейчас ЛМГТ занимается перегоном и станцией с вестибюлем «Шуваловский проспект» на Фрунзенско-Приморской линии. Этот проект должен быть увязан с будущей станций «Зоопарк» Невско-Василеостровской ветки. Есть идея заложить две станции на одном перекрестке, рассчитав их взаимное влияние, и сделать между ними комфортную пересадку. И даже относительно небольшие задачи не так просты. Проект второго вестибюля станции «Василеостровская» осуществляется в зоне исторической застройки, и должен быть состыкован с действующей станцией за счет новых необычных решений. Второй вестибюль «Балтийской» тоже уникальный по-своему объект, на котором необходимо произвести стыковку наклонного хода с действующей станцией, которая находится под охраной Министерства культуры.

- Это интересные для проектировщиков задачи, но очень сложные. Главное же - они требуют от строителей большого опыта и знаний всех тонкостей метростроения. Вот почему так важно для нас, чтобы «Метрострой» и его компетенции сохранялись, - заключает Георгий Захаров.

Тема метро в городе обсуждается регулярно. Одним из перспективных проектов можно назвать проектирование станции «Кудрово», которая должна появиться на четвертой линии за станцией «Улица Дыбенко». Задел на этом направлении был сделан еще в советское время, и можно было бы продолжить проходку в сторону Ленинградской области, «подхватив» там очень активно развивающийся жилой район. И технико-экономическое обоснование в Госэкспертизе ЛМГТ уже защитил. А принципиально новый фактор в этом проекте состоит в том, что с его реализацией к развитию метрополитена подключаются интересы и ресурсы Ленобласти.

 Читать полную версию

Подготовил: Михаил Бобрышев.

Источник: Газета "Комсомольская правда" от 06.08.20