Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Современные тенденции. Архитектура петербургского метро.

Мнения наших экспертов Проекты
30 марта 2021

Исторические перемены стилей и смена культурных и социально-политических эпох в течение семидесятилетней истории проектирования Ленинградского-Петербургского метрополитена повлияли на отношение к самой архитектуре подземного города в среде специалистов, занимающихся проектированием. В XXI в. уже четко и основательно сформулированы комплексное отношение ко всей системе подземной урбанистики и понимание того, что все объекты должны обладать целым рядом эстетических параметров и характеристик, воспринимаемых пассажирами, помимо просто эстетической выразительности и индивидуальности, на которую ориентировались проектировщики прошлых десятилетий. 

Язык архитектуры стал сложнее и более многоплановым или, точнее сказать, многоуровневым. Каждый интерьер включает в себя идеи и образы, которые легко и доступно воспринимаются большинством пассажиров – «зрителями метро». При этом еще ряд идей, вложенных в проект, читаются более
профессионально подкованной публикой. Есть ряд примеров, где существуют еще более сложные уровни, которые способен постичь и оценить только профессионал, владеющий темой. Проекты 2000-х, например «Адмиралтейская» и «Звенигородская», являются примерами развития и систематизации творческих идей и приемов, приемлемых для подземной архитектуры. Так, например, эклектичное оформление «Звенигородской» понятно и уместно сочетается с преобладающей архитектурой района ее размещения. А для искусствоведов и историков наличие колонн зеленого цвета на станции воспринимается корректным, поскольку легко ассоциируется с цветами военной формы петровских времен, ведь исторически вся территория расположения станции и часть сохранившихся зданий XVIII в. – это здания Семеновского полка Петра I.

В результате современный архитектурный проект формирует не просто декор, а информационно-интеллектуальную среду, позволяющую пассажиру в разные периоды своего развития по-новому открывать для себя образ станции. Тем самым решается одна из задач архитектуры как искусства и как науки – стимулировать зрителя к развитию и к интеллектуальному обогащению.

Особенности проектирования станций метрополитена, построенных в последние десятилетия и проектируемых сегодня, заключаются в многостадийном комплексном решении всех архитектурных задач.

В первую очередь решаются задачи комфортного нахождения пассажиров в среде, заведомо тяжелой для восприятия, поскольку в метрополитене человек испытывает стесненность подземного пространства, отсутствие дневного света и ощущает себя на глубине под десятками метров земли. Эти вопросы, связанные с эргономикой, психологическим восприятием и комфортом нахождения в среде, являются основными и решаются проектировщиками всех специальностей, участвующими в процессе создания станций.

Композиционно гармоничные и эффектные станции были и есть в разные исторические эпохи. Но эстетическая составляющая не всегда решает вопрос комфорта нахождения человека в пространстве. Существует множество примеров, когда эстетически выразительные станции прошлых исторических эпох, построенные без учета организации движения, воспринимаются сегодня «некрасивыми» по мнению многих людей, пользующихся станцией, просто по причине излишней тесноты или отсутствия достаточной освещенности на пути движения. 

Многостадийное комплексное решение архитектурных задач, реализуемое при проектировании современных станций метрополитена, заключается в разработке всех важных вопросов во всех разделах проектной документации.

Так, например, разработка конструктивных, объемно-планировочных и архитектурно-художественных решений происходит параллельно при непосредственном влиянии друг на друга. Примеры, когда архитектура станций была просто декорацией спроектированной конструкции, остались в прошлом. В современном проектировании на начальной стадии при формировании концепции будущего интерьера, при решении задач организации движения пассажиропотоков на станции, задаются параметры пассажирского пространства, и это отражается в конструкциях на начальных стадиях формирования объемнопланировочных и конструктивных решений.

Также на начальной стадии формируется идея архитектурного освещения: интенсивность светового потока, теплый или холодный свет, контрасты и фрагментарная подсветка. На всех последующих стадиях детально прорабатываются идеи формирования комфортной среды и идеи управления пассажиропотоком за счет композиционных приемов, света и цвета, геометрии пространства и многих других основополагающих архитектурных решений. 

Наиболее интересными и актуальными для современного пассажира являются архитектурные решения, которые не повторяют стереотипные приемы, растиражированные в десятках существующих станций прошлых десятилетий, а являются примером архитектуры «вне времени», свободные от штампов каких-либо стилей и эпох. 

Формирование среды всей пассажирской зоны от входа с улицы до посадки в поезд происходит за счет интеграции в подземные интерьеры новых интересных сюжетов и форм, наиболее лаконично и емко передающих идеи, заложенные авторами.

Наиболее контрастные и яркие примеры: ст. «Морской фасад», «Шкиперская», «Авиагородок», «Яхтенная», интерьеры станций Кольцевой линии, спроектированные архитекторами ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс».

Особый интерес представляют концепции будущих станций, формируемые для определения возможных тенденций в реальном проектировании. Здесь архитектурная мысль, ориентируясь на необходимость контекстного сопоставления интерьера станции району расположения самой станции, варьируется от мотивов постмодернизма и исторических стилизаций в случае расположения станции в историческом центре города до полностью абстрактных сюрреалистичных композиций.

При разработке конкурсных концепций генерируются футуристичные предложения, которые имеют ряд сложностей с практической реализацией, но наиболее ярко и эффектно передают идеи авторов. Эти концепты являются основой для выбора новых материалов и поиска новых форм и приемов, которые будут уместны на станциях метрополитена в будущем.

Автор статьи:  начальник архитектурно-строительного отдела
ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», Д.А. Бойцов

Статья опубликована в журнале "Вестник. Зодчий.21 век".