Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

3D-моделирование станционного комплекса мелкого заложения

Проекты Технологии
11 мая 2021

Рабочая группа, состоящая из сотрудников ОАО «Ленметрогипротранс» и специалистов из компании InterCAD, провела  работу по созданию трехмерной модели станционного комплекса мелкого заложения «Рассказовка» (Москва, Калининско­Солнцевская линия). В сжатые сроки была подготовлена трехмерная модель, разработана и опробована технология совместной работы, проведена проверка наполнения библиотек оборудования, обнаружены и устранены возможные ошибки проектирования. Полученную модель предполагалось использовать как базовый проект для создания четырех других станций метрополитена. 

Основное преимущество, которое дает создание трехмерной модели здания или сооружения (габаритной модели) на базе уже готовой рабочей документации, — минимизация рисков при строительстве объекта, поскольку все изменения в рабочую документацию вносятся до начала стройки. 

Создание 3D­модели осуществлялось в соответствии с принятой технологией работы ОАО «Ленметрогипротранс». В качестве основы проекта был использован шаблон, настроенный с учетом Стандартов организации, а также применялись библиотечные компоненты компании заказчика. Заметим, что расширение этих библиотек осуществлялось исключительно силами сотрудников заказчика.

Станции метрополитена относятся к категории технически сложных сооружений. Станционный узел включает большое количество технологически связанных сооружений: вестибюли, посадочные платформы, эскалаторы и лестничные марши, технические этажи, кабельные и вентиляционные каналы и сооружения, помещения для обслуживания пассажиров и персонала, помещения под оборудование. Кроме того, станционный узел — это сложный комплекс инженерных сетей и оборудования, который требует особого внимания со стороны проектной организации.

3D­модель станционного комплекса «Рассказовка» включает трехуровневую станцию, два подземных вестибюля и подземные переходы до уровня поверхности.

Процесс создания трехмерной модели был разделен на три этапа:

  1. Подготовка исходной информации.
  2. Создание 3D­моделей по комплектам РД.
  3. Сборка единой 3D­модели.

В процессе работы были реализованы дополнительные задачи, имеющие важное значение для стабильной работы проектировщиков. Так, «обкатку» прошли:

  • технология работы на предприятии заказчика;
  • шаблоны заказчика;
  • библиотечные элементы заказчика.

По результатам анализа модели станционного комплекса специалистами ОАО «Ленметрогипротранс» до начала проведения строительно­монтажных работ по выявленным коллизиям были скорректированы отдельные чертежи рабочей документации, что позволило повысить качество выпущенной документации.

Готовая 3D­модель была выполнена по чертежам стадии РД (рабочей документации), что позволило реализовать ее главную цель — выявить геометрические коллизии и внести изменения в документацию до начала строительства и монтажа оборудования. Модель была наполнена минимально необходимыми элементами для оценки рисков, возможных при строительстве станции, и, по сути, отражает последовательность работ, приближенных к реальному процессу строительства. Одновременно были достигнуты и дополнительные цели — опробованы технология, шаблоны и библиотечные элементы.

Источник: САПР и графика