Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Интерьеры метро: новые материалы и решения

Проекты
18 мая 2021

Отделка пассажирских пространств петербургских станций и вестибюлей метрополитена традиционно отличается художественной выразительностью, нетривиальными решениями, особым подходом к использованию отделочных материалов. Наряду с традиционными, такими как натуральный камень, листовое или литое стекло, смальта, нержавеющая сталь, окрашенный и анодированный металл, окрашенные бетонные или оштукатуренные поверхности, применяются и современные материалы. Баланс между утилитарностью и эстетичностью отделочных материалов, заложенный в решениях специалистов ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», позволяет обеспечивать безопасность, долговечность, комфортную среду, особую атмосферу петербургской подземки.

Пол и стены – есть разница

Современная промышленность пока не готова поставить материалы для отделки полов метрополитена, которые по совокупности качеств превосходили бы натуральный камень. По всем требованиям такой материал должен быть прочным и долговечным, обладать низкой истираемостью, низким водопоглощением и, главное, – высокой степенью эстетической выразительности. Керамогранит, керамическая глазурованная плитка, бетонные плиты – современные аналоги природных материалов, безусловно, обладают некоторыми качествами, присущими натуральным гранитам, но по совокупности свойств не превосходят их.

В натуральном камне, помимо физико-механических свойств и эстетической привлекательности, есть важный критерий, с которым искусственным аналогам конкурировать сложно. Речь идет о восприятии материала: камень всегда выглядит и воспринимается соизмеримо его стоимости как особый, качественный материал, который не применяется в утилитарных помещениях. Это важный фактор для оформления общественного пространства, которое должно отличаться от жилых помещений, от общественных или административных пространств, чей срок службы не рассчитан минимум на полвека, как это необходимо в метрополитене.

В отделке стен и потолков эксплуатационных ограничений и требований гораздо меньше, и это дает больше возможностей для использования современных материалов. Но и здесь важно помнить: их перечень существенно ограничен относительно других общественных пространств. По всем стандартам эти материалы обязательно должны быть негорючими, а для стен – антивандальными. Однако замечу: требование вандалостойкости не имеет четко нормируемых параметров и критериев – под этими понятиями подразумевается, что материал должен обладать особой прочностью. Другими словами, что он не подвергается механическому повреждению при воздействии на него, обладает твердостью по Моосу более 5 ед., с усилием царапается ножом или осколком стекла, устойчив к лакокрасочным покрытиям и воздействию грязи, то есть в материале минимизированы или отсутствуют поры, удаление краски и грязи из которых невозможно. В результате к перечню современных материалов, обладающих вышеперечисленными свойствами и допускаемых для отделки и облицовки стен, можно отнести глазурованную крупноформатную керамику, металлокерамику, многослойное стекло.

Глазурованная крупноформатная керамика в метро Санкт-Петербурга использовалась на практике пока только в интерьерах станции «Беговая», открытой в 2018 г. Изделия эти представляют собой пространственные пустотелые элементы, где фасадная и внутренняя плоскости объединены ребрами жесткости. Благодаря такой геометрии крупноформатные плиты обладают достаточными по эксплуатационным требованиям прочностными характеристиками и геометрически ровной фасадной плоскостью. Это для крупномасштабных керамических изделий сложно реализуемое качество, поскольку керамика при обжиге и сушке дает усадку и деформируется.

В отделке метрополитена рационально и оправданно применение изделий с глазурованным покрытием, поскольку керамика без покрытия обладает пористостью и, соответственно, впитывает краски и грязь. Глазурь, которая наносится на изделия в специальных печах, помимо декоративных свойств, с богатым спектром насыщенных цветов, формирует защитный слой и при этом, повторюсь, не впитывает лаков, красок, грязи, не оставляет царапин при воздействии металлических предметов.К недостаткам специалисты единогласно относят высокую стоимость материала, которая, как правило, в 2–3 раза превышает цену мрамора или травертина, хрупкость самих изделий при ударном воздействии. Это прежде всего касается их фасадной глазури.

Классика жанра

Многослойное стекло, без преувеличения, – классический материал в отделке метрополитена – специалистам и пассажирам известны множество примеров его использования на теперь уже исторических объектах. Применяется многослойное стекло и в прозрачном исполнении с разнообразными текстурированными включениями, и в белом, и в цветных вариациях.

Технологии производства стекла с течением времени усовершенствовались, и сейчас технические возможности современных предприятий позволяют создавать крупномасштабные изделия, представляющие собой многослойную конструкцию из различных стекол. Например, основание из листовых стекол, соединенное по технологии триплекс, дополняется декоративными стеклами в специальных печах путем запекания. Декоративная поверхность такой конструкции может иметь рисунок за счет структуры в составе прозрачного материала, фрагментарные цветные вкрапления в прозрачную или белую основу. При этом цветные стекла могут быть включены в состав изделия в любых сочетаниях: в один или несколько слоев, крупными элементами или стеклянной крошкой, которая при запекании создаст живописный узор. Такой принцип запекания цветных стекол в составе изделий отработан многовековыми традициями работы с муранским стеклом. Но современные технологии позволяют реализовать разнообразные, уникальные, креативные и крупномасштабные проекты, в отличие от их исторических прототипов.

Пассажиры уже смогли оценить декор колонн на станции «Спасская» – это было пилотное проектное решение. И сейчас очевидно, насколько эстетично смотрятся функциональные колонны, украшенные декоративным многослойным стеклом. Яркие фрагменты исключают скуку и монотонность колонн, добавляют света и прекрасно сочетаются с цветовым оформлением пространства станции. Не менее оригинальным и одновременно весьма перспективным считаю оформление «Театральной», которая скоро откроется. Здесь проектом предусмотрены многослойные стеклянные порталы с внутренней подсветкой. Станция, несомненно, будет выглядеть современной, нарядной, в то же время в ее оформлении сохраняется стиль, характер, присущий традициям петербургской архитектуры метро. И это достигается использованием традиционного материала, созданного уже по инновационным технологиям. 

Металлокерамические вариации

Металлокерамика, конечно, не новость на рынке, но сегодня дизайнеры и архитекторы стали смелее использовать ее в отделке метро. Напомню, это материал, имеющий в качестве основы стальной лист с керамическим покрытием. Причем на такое покрытие можно нанести буквально любое изображение. Более того, визуальное восприятие его меняется в зависимости от техники нанесения. Скажем, при офсетной печати краска ложится слоями, и в результате получается фактурная поверхность. Это читается на расстоянии – при попадании на материал бликов и теней вместо зеркального отражения возникает более сложное по геометрии преломление света. Подобный эффект достигнут на колоннах платформенной зоны станции «Новокрестовской», открытой в 2018 г. Сегодня станция называется «Зенит».

Технология фотопечати, используемая при нанесении изображения, дает возможность совершенно четко воспроизвести рисунок любой текстуры, избегать лишней зернистости и пикселизации, негативно воспринимающейся на расстоянии. Такая техника применена в отделке стен вышеупомянутой станции.

Таким образом, технический потенциал металлокерамики позволяет воплощать в жизнь любые идеи архитектора и художника, связанные с цветом и текстурами. Но, кроме того, материал обладает рядом преимуществ, не имеющих аналогов. Во-первых, он полностью негорючий – красочное покрытие выполнено на керамической основе и запекается при высоких температурах в специальных печах. Во-вторых, слой керамического покрытия настолько тонок, что листы металлокерамики можно изгибать, при этом адгезия лицевой керамики к основе из стального листа сохраняется идеально. Это свойство материала впервые было опробовано при отделке станции «Волковская», открытой в 2008 г. На всех пилонах листовая металлокерамика изогнута по абрису тюбинговой обделки, этот же прием использовался и в облицовке колонн станции «Зенит».

Помимо листовой, интерес представляют изделия из объемной металлокерамики – это элементы, имеющие сложную конфигурацию с керамическим покрытием всех фасадных плоскостей. Материал в последнее десятилетие приобрел особую популярность в Московском метрополитене: фасонные элементы, имеющие одинаковое покрытие со всех сторон, при этом без швов, нащельников и накладок, воспринимаются как высококачественные изделия. В Петербурге объемная металлокерамика в практике отделки метрополитена не применялась. Прежде всего потому, что это слишком дорогое удовольствие.Материал весьма трудоемкий в изготовлении, со значительным применением ручного труда и, соответственно, обходится значительно дороже объектов-аналогов, изготовляемых на производстве с применением промышленных технологий.

Время композитов

В отделке потолков станций метрополитена исторически применялись асбоцементные листы, окрашенный металл, штукатурка. Однако за годы эксплуатации были обнаружены множественные проблемы, что привело к поиску и разработке новых технологических решений. В современном проектировании и строительстве на смену привычным приходят новые сложносоставные материалы, обладающие существенными преимуществами по физико-механическим свойствам и по эксплуатационным характеристикам. К таким в первую очередь относятся композитные материалы. Облицовка потолков, карнизов, устройство плафонов на современных станциях осуществляется с применением двух основных типов материалов: листовые композитные материалы и формованные изделия.

Так, с начала 2000-х гг. в метрополитене Петербурга активно применяется листовой композитный материал для водоотводных зонтов на потолках станций глубокого заложения и на наклонных ходах. Материал хорошо зарекомендовал себя как долговечный и функциональный. Он легче относительно аналогов, сохраняет форму при вальцовке, что является важным критерием при устройстве водоотводных зонтов. Помимо зонтов из композитов изготавливают элементы отделки – кессонированные потолки, карнизы, потолочные плафоны, которые должны быть выполнены со строгим соблюдением геометрии на больших плоскостях. 

Недостатком материалов является их ограничение по категории горючести: листовой композитный материал нельзя считать негорючим. Максимально высокого качества материал обладает параметрами Г1, В1, Д1, Т1 (горючесть, воспламеняемость, дымообразование, токсичность). В связи с этим ограничением материал, как правило, применяется только при создании водоотводных конструкций в составе интерьеров, а также в качестве архитектурных деталей при обосновании. К недостаткам материала специалисты относят и ограничения по формообразованию – из листового материала невозможно формировать поверхности двоякой кривизны, например купола или оболочки с конической или эллиптической кривизной, поверхности со свободной геометрией. Для создания архитектурных форм с такими характеристиками необходимо применение композиционных формованных изделий.

Кроме того, из-за тонкого лицевого слоя и окраски материал визуально воспринимается как пластик, да и наличие прижимных планок, фиксирующих композитные панели, не позволяет материалу выглядеть достойно и соответствовать параметрам по цене и качеству. Но есть примеры, когда недостатки внешнего вида были успешно устранены за счет архитектурно-художественных решений. К таким примерам можно отнести своды наклонного хода станции «Обводный канал», потолок траволаторного перехода на станции «Спортивная», а также потолок станции «Адмиралтейская».

В наклонном ходе станции «Обводный канал» водоотводные зонты выполнены из композитных листов с фасадной окраской серебристый металлик с алюминиевой пудрой, что визуально воспринимается как металлический лист. В траволаторном переходе под Малой Невой своды выполнены из цветного композитного материала, что создает ассоциативный ряд с тоннелями в океанариумах.

Композиционные формованные изделия производят, как правило, с применением специальных матриц-основ, с их помощью и задается нужная форма. Технология производства таких изделий предполагает включение стекловолоконного материала в виде тканой сетки или свободных волокон, распределенных в различных направлениях для равномерной работы материала. Композиционный волоконноармированный материал на негорючей основе сегодня применяется для изготовления архитектурных деталей. Один из крупных проектов – потолочные светоотражающие плафоны на станции «Юго-Восточная» Московского метрополитена. Как показала практика, современный композитный материал по совокупности свойств превзошел традиционные, применяемые ранее аналоги – плоскости параболических сводов имеют четкую геометрию и воспринимаются целостно.

Сегодня в числе материалов, которые используются в отделке и облицовке метрополитенов, есть как принципиально новые по составу и свойствам, так и традиционные, в том числе усовершенствованные, модернизированные. К последним относятся всевозможные виды стеклянных и керамических изделий. Принципиально новые – это композитные материалы и конгломераты, соединения разнородных материалов, которые в составе единого целого обладают новыми свойствами и характеристиками. Новые материалы – высокотехнологичные, более легкие и прочные, влагостойкие, антивандальные, долговечные и безопасные в эксплуатации, благодаря преимуществам относительно исторических прототипов позволяют архитекторам и художникам реализовать сложные и интересные идеи, участвовать в крупных проектах.

Автор:

Д.А. Бойцов, кандидат архитектуры, начальник архитектурно-строительного отдела ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс".

Статья опубликована в журнале Вестник "Зодчий. 21 век" №1 2021