Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Как рождался и продолжается метрополитен. К 65-летию Петербургского метрополитена!

События
16 ноября 2020

Поздравляя «Петербургский метрополитен» с 65-летием, специалисты стоявшего у истоков его создания Научно-исследовательского, проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс» рассказали о прошлом и будущем своего детища.

Генетика созидания

В судьбу Николая Кулагина, возглавлявшего НИПИИ «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) с 1981 по 2010 год, ленинградский метрополитен вошел с самой юности. Его отец Иван Иванович, метростроитель, брал сына стройплощадку, и Николаю повезло видеть рождение первых станций: тогда это были громадные, уходившие вглубь штольни, впечатляющие виды изнутри уже монтировавшихся эскалаторов. В день торжественного пуска метро в Ленинграде 15 ноября 1955 года Николай, уже студентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта стал свидетелем отправления первого поезда.

Три кита развития

Метрополитен Северной столицы был и остается одним из самых передовых в плане внедрения новаций. Именно в Ленинграде рождались и реализовывались не только технологии производства и монтажа железобетонной обделки, вскоре у здесь первыми освоили строительство пилонных, односводчатых и других типов станций. Из США в Ленинград приезжали изучать опыт внедрения первой автоматизированной системы управления движением. Здесь освоили механизированную проходку наклонных ходов. И рекорд проходки тоннеля - 1254 м за месяц - родом из Петербурга, как и первый в России двухпутный тоннель.

- Думаю, все кто имеет отношение к метрополитену, согласятся, что успехи, которых он достиг за 65 лет и которыми он по праву гордится, стали результатом теснейшего сотрудничества трех организаций, - подключается к нашему разговору заместитель генерального директора ЛМГТ по проектированию метрополитенов Владимир Марков. - Был у нас такой мощный триумвират - метрополитен, «Метрострой» и «Ленметрогипротранс». У нас даже парторганизация и профсоюз были единые. При этом метрополитен выступал заказчиком проектирования и строительства, а определяющей для всех нас была компетентность. Метрополитен понимал, что необходимо городу для его развития, и ставил грамотные задачи; мы, проектировщики, понимая их, предлагали наиболее эффективные решения;

Интересная работа, ощутимый результат

Гендиректор ЛМГТ Владимир Маслак, к слову, два десятилетия работал в службе заказчика метрополитена, имеет звание «Почетный работник метрополитена Петербурга». Потому может судить о взаимоотношениях метрополитена и ЛМГТ со всех сторон.

- Сотрудничая и с «Метростроем», и с ЛМГТ я прекрасно знал, насколько это непростая работа, - вспоминает Владимир Александрович. - Но никогда у нас не было недопонимания - мы, как заказчики, полагались на решения института, институт прекрасно знал, что необходимо метрополитену, как лучше реализовать поставленные задачи строителям. В таком тесном и постоянном взаимодействии рождались лучшие решения. Основы же идеологии строительства и эксплуатации метрополитена закладывались здесь, в институте. И коллектив ЛМГТ всегда обладал для этого хорошими знаниями, умел использовать опыт и находить новые решения, с опережением решая такие задачи, как техническое оснащения строительства и развитие технологий. 

Читать статью полностью

 
Опубликовано в газете "Комсомольская правда" от 12.11.2020.