Яркость и выразительность архитектурных форм – визитная карточка российских метрополитенов
![]() |
Дмитрий Бойцов
О традициях и современных тенденциях в архитектурном проектировании объектов метростроения в России и за рубежом. |
Д. А. Бойцов, начальник архитектурно-строительного отдела ОАО "Ленметрогипротранс" |
- Дмитрий Анатольевич, в чем особенности архитектурного проектирования объектов, находящихся ниже уровня дневной поверхности?
-Архитектура и дизайн подземных сооружений намного сложнее, чем наземных.
Архитекторам и художникам-декораторам приходится учитывать все аспекты человеческого восприятия, включая самые нестандартные.
В закрытом пространстве под землей, без солнечного света человек ощущает как минимум беспокойство, и нужно сделать все возможное для того, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно. Поэтому станции метрополитена в Санкт-Петербурге и других городах нашей страны всегда очень гуманные и выразительные, а их архитектура нарочито яркая, даже более яркая, чем на поверхности.
К тому же в метро горожане проводят так много времени, что для них перемещение в подземном пространстве сходно с перемещением по улице, так что эстетическое содержание станций и вестибюлей должно быть соответствующим.
Наземный вход в парижское метро - настоящий арт-объект (www.artesmagazine.com)
- Чем обусловлено принципиальное отличие эстетики российских метрополитенов от европейских?
- Специфика архитектуры метрополитенов во многом связана с истоками, первоначальные тенденции хорошо просматриваются и сегодня.
В Лондоне, Париже и других европейских городах метрополитен проектировался как утилитарный вид транспорта для тех, кто не может позволить себе передвигаться по улицам на автомобиле. Поэтому самые красивые объекты парижского метро тех лет – наземные входы в стиле «модерн», спроектированные Гектором Гимаром.
В нашей стране подход к эстетике метрополитена был принципиально другим: для советской власти метро стало символом единства всех социальных слоев общества – руководителей, служащих, интеллигенции, рабочих, студентов.
В 50-е годы начался так называемый «период борьбы с излишествами», но он был неестественен для метрополитена, и архитекторы очень быстро вернулись к декорированию. Уже к концу 60-х годов была создана «Маяковская» - одна из красивейших станций закрытого типа, обладающая очень мощной эстетикой, хотя и решенная в духе минимализма.
Вход на станцию «Bank Station» в лондонском метро (фото сайта ru.depositphotos.com)
- Актуальны ли вопросы декорирования станций метрополитена сегодня, когда во главу угла ставится функциональность и экономичность?
- Основные принципы и подходы к метростроению, которые закладывались на старте, сохраняются и сегодня. Конечно, объемы финансирования уже не те, да и задача строить «дворцы для народа» не актуальна. Станции первой линии петербургского метрополитена теперь находятся под охраной КГИОП и имеют статус памятников архитектуры.
Вместе с тем, Санкт-Петербург - город, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, обладает уникальной архитектурой и может похвастаться богатством стилистических приемов. Поэтому метрополитен в нашем городе априори не может быть утилитарным.
И хотя станции, решенные в стиле минимализма, можно пересчитать по пальцам, тем не менее, этот очищающий период не прошел зря, и в 70-80- е годы декораторство вернулось, но именно в том объеме, в котором это было необходимо – как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения функциональности.
«Маяковская» - одна из красивейших станций ленинградского, а ныне - петербургского метрополитена, открыта 3 ноября 1967 года
- Чем определяется выбор архитектурных решений для строящихся станций?
-Если станция находится в историческом центре города, как, например, «Знаменская» - проектируемая станция Красносельско-Калининской линии в системе пересадочного узла «Площадь восстания» - «Маяковская», она должна вписываться в общую архитектурную концепцию.
Если станция стоится в депрессивном районе с типовой утилитарной застройкой, архитекторы стараются привнести что-то новое, необычное.
Зачастую именно станции метрополитена в новостройках определяют эстетическое содержание районов, которые не отличаются друг от друга своеобразием архитектуры наземных объектов.
Примером тому может служить станция «Тропарево» в Москве, «Бухарестская» и «Международная» в Санкт-Петербурге. Фактически, через эстетику метрополитена повышается эстетика всего района.
Станция «Тропарево» - украшение московского метрополитена
- Отличаются ли принципы архитектурного проектирования в московском и петербургском метрополитенах?
- В Москве стилистика архитектуры эклектична и читается более сложно. Это связано как с архитектурным развитием самого города, так и с особенностями ландшафта. Но суть подходов и взгляды на архитектуру и ее функции у нас с московскими коллегами общие.
В принципе, можно сказать, что архитектура метрополитенов на всем постсоветском пространстве схожа по своему эстетическому воздействию - она очень яркая, выразительная, создающая множество впечатлений.
- Подводя итоги нашей беседе, каким вы видите будущее петербургского метрополитена?
- Наличие современной системы метрополитена является важнейшим фактором развития города.
Создание таких сложных и значимых объектов городской подземной инфраструктуры требует напряженной работы специалистов различного профиля, в первую очередь – проектировщиков и строителей.
В течение многих десятилетий ленинградский, а ныне – петербургский метрополитен успешно развивался благодаря эффективному сотрудничеству Ленметрогипротранса и Метростроя – ведущей организации Санкт-Петербурга в области подземного строительства.
Надеюсь, что опыт наших организаций будет востребован, и уже в ближайшем будущем для петербуржцев и гостей города откроются новые станции и вестибюли метро, соединенные с удобными подземными паркингами и многофункциональными общественными зонами.
А любители классической музыки от станции «Театральная» по подземной галерее смогут пройти в фойе Мариинского театра, не сетуя на превратности петербургского климата.
Так будет выгляеть строящаяся станция петербургского метрополитена «Театральная» (фото ОАО «Ленметрогипротранс»
Материалы предоставлены порталом UnderGroundExpert