Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Второй вестибюль станции "Спортивная"

Заказчик: ГУП "Петербургский метрополитен" (2004-2011), Дирекция Транспортного строительства ( 2012-2015)
Генпроектировщик: ОАО "Ленметрогипротранс"
Генподрядчик: СМУ-11 ОАО "Метрострой"
Дата открытия: 15 июля 2015

 Технико-экономические показатели:                                           

Вестибюль №2 станции «Спортивная», расположенный на набережной Макарова возле Тучкова моста, включает в себя комплекс подземных и наземных сооружений, связующих станцию метрополитена, расположенную на Петроградской стороне, с Васильевским островом. К данным сооружениям относятся: наклонный ход с четырьмя лентами эскалаторов, переходной коридор, оборудованный конвейерами (траволаторами), скомпонованными группами из трех штук по 116м длиной, лестнично-эскалаторные спуски, оборудованные поэтажными эскалаторами, выходящими с уровня вестибюля непосредственно на тротуары.Общая длина подземного тоннеля — 300 метров. 

Применены компактные импортные эскалаторы и траволаторы ThyssenKrupp, обслуживаемые из пассажирской зоны и не требующие дополнительных помещений в подземных уровнях, что позволило в условиях исторической застройки выполнить проект с учетом максимального удобства для пассажиров, расположив подъемно-транспортное оборудование на всем пути следования пассажиров.

Связь с исторической средой на данном участке предполагает минимальное вмешательство в исторически сформированную застройку. Для данного участка исторической застройки характерна стилистическая однородность архитектуры, незначительная роль высотных акцентов, преобладание непрерывного фронта застройки. Градостроительные условия, повлиявшие на объемно-пространственные решения вестибюля:

- Расположение и ориентация вестибюля взаимосвязаны с трассировкой тоннеля под Малой Невой, который в свою очередь «зажат» между существующими подземными коммуникациями.

- Участок для расположения вестибюля имеет сложную конфигурацию.

-  Ширина тротуаров со стороны основных подходных путей (1-я и Кадетская линия, тротуары вдоль домов по наб. Макарова) в ряде случаев не превышает трех метров.

- Пятно под застройку расположено между исторической застройкой и берегом Малой Невы (обе границы требуют соблюдения определенных дистанций от них до подземного объекта).

 Архитектурное оформление. 

Вестибюль представляет собой подземное сооружение, состоящее из основного двухэтажного объема пассажирских, технических и служебных помещений, а также развитой системы пешеходных переходов.

Система пешеходных переходов включает лестничные и эскалаторные спуски, выходящие на разные стороны набережной Макарова и Кадетской линии.

Организация интерьера пассажирской зоны вестибюля в первую очередь связана с обеспечением максимального удобства ориентирования пешехода в подземном пространстве. В кассовом зале за счет композиции архитектурных элементов выявлена основная ось, являющаяся продолжением эскалаторного наклонного хода. Позади эскалаторного спуска расположена стена, в облицовке которой использовано декоративное мозаичное панно и декоративная каменная рельефная облицовка. Со стороны кассового зала расположено мозаичное панно, являющееся главным осевым акцентом зала. С противоположной стороны, в аванзале, по оси основного подходного коридора расположена декоративное панно, выполненное в виде каменной рельефной композиции.

Форма кассового зала связана с соответствием оптимальному движению пассажиропотоков в пространстве. Поскольку по ходу движения в кассовом зале пассажирам необходимо развернуться для попадания на эскалатор, а также при сходе с него, в интерьере использовано дугообразное очертание торцевой стены зала, повторяющее траекторию движения людей. (Пример характерен для всех вестибюлей метрополитена, где входы или выходы ориентированы на одну сторону с эскалаторным тоннелем. Например, м. Нарвская, м. Балтийская, м. Гостиный Двор – выход на канал Грибоедова, м. Маяковская).

Стилистически интерьер наиболее близок к ар-деко и к декорированному конструктивизму, что наиболее точно отвечает функции, а также социальной и общественной значимости объекта. Конструктивные элементы в интерьере подчеркнуты и выявлены за счет применения различных декоративных облицовочных элементов. Ритм массивных потолочных балок, радиальная потолочная композиция из балок в зоне касс спроектированы с учетом их выявления в интерьере и с учетом их конурной облицовки, поскольку одной из основных задач было раскрытие максимального объема внутреннего пространства в заданных границах.

В отделке пассажирских помещений метрополитена проектом предусмотрено применение долговечных отделочных материалов, аналогичных   материалам станции «Спортивная». Стены и колонны облицовываются белым мрамором «Поларис». Колонны облицованы мрамором с диагональной декоративной расшивкой швов, образуя композиции, напоминающие растительные орнаменты

Полы вестибюля выполняются из лощеного гранита красно-коричневых тонов с декоративными композициями.

Потолок, конструктивно решенный в виде системы железобетонных балок, облицованных композитными листами белого цвета с матовым светоотражающим покрытием. Между потолочных балок располагаются линейные светильники с люминесцентными лампами, подчеркивающими за счет светотени тектонику потолочных конструкций.

Тема станционного комплекса «Спортивная» раскрывается в вестибюле благодаря художественной композиции мозаичного панно, расположенного за эскалаторами по оси вестибюля и обозреваемого со стороны вестибюля. Сюжет композиции панно продолжает тему истории спорта, начатой на стации и в первом вестибюле. Авторы художественного мозаичного панно: А.К. Быстров, Е.А. Быстров.

Цветовые акценты, использованные в мозаичном панно, имеют поддержку в архитектурном убранстве кассового зала: декоративные красные карнизы, синий фрагмент потолка и синие переплеты металлоконструкций входных витражей , красные завершения колонн, выполненные из кварцита, формируют единую взаимосвязанную композицию.

Со стороны подходного пешеходного перехода в аванзале вестибюля расположена объемная декоративная композиция, посвященная теме спорта. Композиция выполнена из мраморов различных месторождений. Принцип построения композиции основан на каскадном построении нескольких уровней, консольно расположенных друг над другом. Различные уровни скомпонованы из камней серых, коричневых и черных тонов, напоминая композиции геологических слоев в сечении. Данный принцип использован для корреспонденции панно с местом его размещения – подземным многоуровневым сооружением. В самой композиции скомпоновано множество разнообразных мотивов, относящихся к теме спорта: подиумы со знаменами над ними, кубки различных видов спорта и т.д. Декоративное каменное панно выполнено в виде рельефной композиции с различными типами обработки камней, с объемным названием «Спортивная» из мрамора. В барельефе использованы месторождения камней, используемые в облицовке зала, за счет чего декоративное панно интегрировано в общую композицию интерьера.

Вестибюль №2 станции «Спортивная», являясь частью сложного подземного комплекса, проектируемого и строящегося в течение нескольких десятилетий, представляет собой завершение транспортного узла, связующего разные берега, разные острова и разные районы города одной станцией метрополитена, что является уникальным не только для Санкт-Петербурга, но и для мировой практики метростроения.

Архитекторы-авторы проекта: Бойцов Д.А., Хильченко В.Г., Константинов А.С., заслуженный архитектор России (автор станции «Спортивная» и вестибюля №1)